Азия Избранное Маршруты Путешествия

Армения и Грузия за 11 дней на автомобиле. ЧАСТЬ 4

23.06.2015

Ура, ну вот подоспела и последняя, 4-ая часть четверологии о нашем закавказском путешествии. Если честно, первый раз делю рассказ на столько частей. Дайте знать, если это удачное решение 🙂

Если вы ещё не читали ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2 и ЧАСТЬ 3, то можно это сделать прямо сейчас. Если вы уже всё прочли, то можно переходить к части 4. Ух, наши последние денёчки в Армении!

ДЕНЬ 9, 10 МАЯ. ГЮМРИ — ЕРЕВАН.

Мы просто изумительно выспались. Гюмри порадовал нас хорошим отелем и приятной утренней погодой. Поэтому мы, полные сил, с энтузиазмом сели в авто и направились в сторону хачкаров. Кто же знал, что мы до них не доедем? Девятый день вообще оказался самым грустным днём в череде наших путешественнических дней. А всё потому, что мы не увидели ровным счётом ничего. И это касается не только достопримечательностей, но и дороги в целом. Потому что…

… потому что начало мая в Армении — это месяц облаков, туманов и дождя. Ох, как же долго мы ехали к хачкарам… невероятно долго. Дорога была просто отвратительной. Наша скорость была от 20 до 40км\ч, не больше. Потому что быстрее и ехать-то невозможно, серпантин, асфальта нет, а видимость — дай бог 1 метр.

По такой дороге мы ехали половину дня. Вообще ничего не видно! А некоторые водители ещё умудрялись ехать навстречу без фар.

Мы думали, что быстро справимся с этой…хм… ситуацией, но наши нервы не выдержали. Ехать так — это одно сплошное мучение. Мы поняли, что до места мы доберёмся ой как нескоро, а ещё и обратно ехать. Нет уж, надо разворачиваться. Как бы это прискорбно ни было, но пришлось принять такое решение. Очень жалко, но так получилось.

Поехали к Еревану. Опять проехали Севан, на котором ровным счётом ничего не изменилось — ветер, снег и холод. Да уж, иногда погода можно хорошенько всё испортить. По пути заехали в Гошаванк и купили трав к чаю.

НАБЛЮДЕНИЕ. Местный чай с горными травами (в особенности с чабрецом) — это просто сказка! Я нигде больше не пила такой вкусный чай. Он энергетический, с зарядом бодрости, очень вкусный!

Добравшись до Еревана, мы сняли чудные апартаменты на улице Налбандяна. Нам попался очень хороший вариант, недалеко от центра, рядом магазины, кинотеатр и вообще всё тип-топ. Ну хоть что-то хорошее сегодня!

Итог дня. К сожалению, очень неудачный день. Хотели доехать к хачкарам, не получилось. Второй раз увидели Севан — всё было грустно, мокро и холодно. Однако в Ереване наше настроение улучшилось, ведь мы сняли чудесные апартаменты.

12000 драм — бензин
4000 драм — обед
2600 драм — травы для чая
2000 драм — стирка вещей
20000 драм — апартаменты в Ереване
4630 — ужин
2000 — клубника
__________________________________

Итого: 47 230 драм (5 247 рублей).

ДЕНЬ 10, 11 МАЯ. ЕРЕВАН.

Вчерашний день был не самым лучшим. Что поделать! Мы надеялись, что хоть 10 день будет отличным. И он был таким. Пусть и не до конца.
Мы отложили прогулку по Еревану на конец нашего путешествия. И вот этот конец наконец настал 🙂 Самое время отправляться на прогулку по городу! Первое, с чего мы начали — это знаменитый Каскад. Благо он находился совсем рядом с нашими апартаментами.

Каскад — это не только классическая достопримечательность Армении, но еще и музей современного искусства. Два в одном!

А рядом с Каскадом есть множество скульптур и композиций, таящих в себе какой-то смысл. Наверно)

Мы потихоньку начали подниматься наверх, останавливаясь у наиболее примечательных для нас мест.

Поднялись на самый верх, отсюда открывается чудный вид на город. Всё видно. Идеальное место для панорамных фото!

Впереди у нас ещё много времени, поэтому мы решили отправиться в крепость Амберд и Ваграмашен. Они смотрелись как-то по-особенному среди тумана и дождя…

Амберд и Ваграмашен

Стоимость входа: бесплатно
Рейтинг социальности: 4 из 10, народу мало, но он есть.
Кратко о месте: исторический комплекс на склоне горы Арагац, который состоит из замка VII века (Амберд) и церкви XI века (Ваграмашен). Расположен на высоте 2300 метров над уровнем моря.
Плюсы: место живописное. Уверена, оно смотрится ещё лучше, когда погода отличная. А так — можно везде ходить, везде залезать, всё трогать.
Минусы: нет

Побыв там некоторое время, мы отправились обратно в Ереван. И уже в самом городе нас остановили ДПС (всего лишь второй раз за всё путешествие). Остановили за дело, перестраивались без поворотника. Да и номер был грязный. Хотели взять с нас 15000 драм, отобрать права. Ну что за дела?) Так не пойдёт! В итоге заплатили им 5000 драм и уехали со спокойной душой мыть авто. После чего благополучно сдали его в прокатную контору в городском офисе.

День был очень длинный, поэтому мы могли ещё многое успеть. Вечером пошли гулять по городу и дошли до фонтанов, как раз к началу шоу пришли (с 20:00 до 22:00 представление). Красиво, ничего не скажешь! Музыка, свет… всё, как надо.

Ночной Ереван вообще довольно красив! Всё подсвечено, везде как-то уютно и тепло.

По городу ходят стражи порядка. Так что не забалуешь! Но здесь никто и не балует, все очень прилично. Все люди ведут себя очень хорошо.

После того как мы вдоволь насмотрелись на фонтаны, приехали наши друзья. Мы пошли в кафешку, что неподалеку, и провели там прекрасное время, слушая интересные рассказы, что повествовал нам друг Ашот. А вечером вернулись в свои апартаменты и легки спать. Завтра последний день в Закавказье.

Итог дня. Погуляли по Еревану, съездили в крепость, пообщались с местными гаишниками, посмотрели на поющие фонтаны и встретились с друзьями.

2410 драм — завтрак
2250 драм — ужин
1000 драм — пополнение счёта телефона
__________________________________

Итого: 69 640 драм (7 740 рублей).

ДЕНЬ 11, 12 МАЯ. ЕРЕВАН.

Мы никуда не спешили, выспались. Впереди целый день, и мы решили начать его с просмотра кино. Направились в кинотеатр Москва и взяли билеты аж на 2 сеанса! Кстати, перед кинотеатром можно увидеть интересные композиции, вроде этого бычка:

День мы посвятили не только просмотру кино (которое, кстати, идёт на русском языке), но и покупке, пожалуй, главного сувенира Армении — коньяка. Зашли в магазин от завода Арарат, набрали кучу бутылок в подарок семье и друзьям. Сами коньяк мы до сих не попробовали. Мы очень редко пьём, крепкие напитки практически вообще не употребляем, поэтому нам не довелось попробовать коньяк. Но он лежит у нас на полке дома, так что всё впереди…)

День пролетел быстро. Мы гуляли по городу, отдыхали и просто прекрасно проводили время. В 5 утра следующего дня улетели обратно в Петербург.

2300 драм — завтрак
1860 — ужин
4000 — такси до аэропорта
__________________________________

Итого: 134 420 драм (14 935 рублей).

ИТОГОВЫЕ ИТОГИ!

Закавказье, ах, Закавказье! Мы побывали сразу в двух странах — Армении и Грузии, проехали 3200 километров за 11 дней. Увидели, чем живут эти страны, прикоснулись к их культуре и истории. Пробовали местную кухню, наслаждались великолепными пейзажами. Иногда мы видели то, что совершенно не ожидали увидеть! Например, огромные туннели снега… Мы посетили Нагорный Карабах, развеяли кучу мифов в своей голове по поводу его небезопасности.

Закавказье показалось нам каким-то родным, мы даже не всегда ощущали, что мы в другой стране. Наверное, сказывается советское прошлое 🙂 В целом, мы остались довольны поездкой. Скажу честно, страны не произвели на нас огромного впечатления, но и не разочаровали. Думаю, что это самые подходящие места для не длительного майского отдыха. Хотя по поводу мая я бы ещё подумала… погода была ужасной, что, кстати, сказалось на нашем настроении. Не знаю, как в другие годы, но май 2015 был очень дождливым и холодным. Мы так и не увидели ту солнечную Армению, о которой столько читали.

Грузия и Армения — это всё-таки разные страны. Армения показалась нам очень дружелюбной, уютной и приветливой. Люди здесь хорошие, с ними приятно общаться. Немного по-другому выглядела для нас Грузия. Я бы не сказала, что там нам хамили или как-то плохо обращались… нет, всё было прилично. Но ощущение того, что нас недолюбливают не пропадало. Вот не пропадало, и всё! Атмосфера в Грузии совсем другая, и нам она понравилась меньше, чем в Армении.

В целом, для автопутешествия годятся обе страны, но в Грузии дороги лучше. Если вы хотите побывать везде, то наш вам совет — берите что-то из разряда джипов или хотя бы авто с высокой подвеской. Обычные тойоты ярисы там будут не очень в тему (только если вы не собираетесь ездить по Еревану). Культура вождения в Армении очень высокая, никто не обгоняет, никто не подрезает, все строго соблюдают правила. Неожиданно для нас, но приятно. Совершенно иная ситуация в Грузии — там начинается джигитство. Все сигналят, едут с бешеными скоростями, перестраиваются как попало, обгоняют, некоторые слепят дальним.

Что особо радует, так это то, что практически все в Армении говорят на русском, даже молодёжь. Поэтому проблем в общении не возникало. В Грузии молодёжь на русском уже не говорит. Или делает вид, что не говорит 🙂

Но давайте уже перейдём к нашему маршруту. В общей сложности наш маршрут выглядел так:

Маршрут 2015

Ереван — Эчмиадзин — Нораванк — Селимский перевал — Джермук — Шуши — Степанакерт — Дадиванк — Севанаванк — Тбилиси — военно-грузинская дорога — Кутаиси — Батуми — Гюмри — Ереван.

Интерактивная карта с достопримечательностями (зеленые капельки — посетили, красные — не удалось):

Потрачено времени на путешествие по Армении и Грузии — 11 дней.
Всё путешествие (с авиаперелётом из Петербурга) — 12 дней.

Сумма, на которую мы рассчитывали (2 человека, без а\б и аренды авто) — 70 000 рублей.
Всего потрачено за поездку на 2-х человек (без а\б и авто) — 75 013 рублей

По личному опыту можем сказать, что Грузия обходилась нам дешевле в плане еды и проживания.

ВАЖНО!

Дорогие друзья! Хочу вам сказать одну очень важную вещь. Всё, что я описала — это тот маршрут, который мы выстрадали и приняли, как самый подходящий для нас. Вы вольны выбирать те места, которые хотите. Что-то добавляйте, что-то убирайте — фантазируйте!

Конечно же, мы посмотрели не все достопримечательности, их гораздо больше. Но чтобы успеть всё посмотреть, 11 дней не достаточно, сами понимаете 🙂 Иногда нам приходилось уходить от первоначального плана, но это только сделало нашу поездку интереснее.

Деньги — очень важный аспект. Безусловно, вы можете совершить своё путешествие дешевле! Вы можете лучше торговаться, чем мы, находить более выгодные предложения, что-то не покупать, куда-то не ездить. Мы покупали то, что считали нужным, платили за вещи и услуги столько, сколько считали нужным. Где-то переплачивали, где-то нам везло. Я уверена, что если вы хотите сэкономить, то у вас это получится!

Такая поездка прекрасно подойдёт начинающим авто путешественникам, ведь передвигаться по этим странам очень легко, достопримечательности находить легко, общаться с местными тоже очень легко. Дерзайте!

Друзья! Давайте путешествовать, открывать для себя новое и впитывать всеми частичками своей души то свежее и прекрасное, что даёт нам мир. Путешествуйте, друзья, путешествуйте!