Это просто космос!
Мечтала ли я в детстве быть космонавтом? Нет, скорее врачом. Однако сколько себя помню, всегда интересовалась космосом. Все эти тайны Вселенной и её бесконечности, все эти звёзды и галактики, это чёрно-синее небо, скрывающее в своей глубине что-то невероятное. Я покупала книги о космосе, смотрела познавательные передачи. Порой натыкалась на статьи о космонавтах и космических туристах. У Роскосмоса есть удивительный проект, в котором космонавты рассказывают о своей жизни на борту МКС. Обязательно посмотрите, захватывает!
В общем, пусть мы с вами в космос и не летаем, зато всё равно связаны с ним. Пусть удаленно, пусть только фантазийно, но связаны. Однако в декабре 2017 года мне с мужем посчастливилось стать частичкой космической истории Земли. 17 декабря планировался пилотируемый запуск космического корабля с космодрома Байконур и мы были на этом запуске. Об этом я и хочу рассказать.
Как так получилось?
Сразу скажу, поездка не была спланированной. До определённого момента я вообще не думала о том, что можно поехать на Байконур. Это было настолько далеко в моём сознании, что считай, как будто и не было вовсе. Однако одним тёмным вечером я случайно наткнулась на объявление National Geographic, в котором говорилось именно об этой поездке. Собиралась экспедиция во главе с ведущим фотографом нат гео Кириллом Самурским. Как только я прочла текст, в душе появилось ничем не убиваемое желание поехать. Я вдруг чётко осознала, что просто обязана быть там.
В экспедиции было всего 10 мест и два из них достались нам с Мишей. Мы не планировали, не загадывали, не думали об этом. Но как только поняли, что можем побывать в уникальном месте, сразу же согласились. Вылет через месяц. Теперь осталось оформить разрешения…
Как попасть на Байконур?
Нужно продать свою почку, а то и две. Ладно-ладно, шучу, можно не свою.
Байконур — закрытый, военный город. Нельзя просто так взять и приехать туда. Аэропорт Крайний не встретит с распростертыми объятиями. Даже билеты на самолёт не получится купить. Только если вы не в составе туристической группы.
Нельзя сказать, что одиноким путешественникам там не побывать никогда. Побывать, но с огромной подготовкой — необходимо оформить миллиард бумажек. Гораздо проще (да и шансов больше), если «космический турист» присоединится к группе единомышленников. Как получилось у нас.
Нат гео организовывал тур (совместно с компанией «Страна Космического Туризма») и брал оформление бумажек на себя. Мы предоставили данные паспортов, данные о месте работы и все серийные номера фото и видео техники. Все эти данные направились в ФСБ, где была осуществлена проверка. Когда на том конце поняли, что мы не собираемся тайно проникать в ракету (кстати, а как они это поняли?), был дан зелёный свет. Нам оформили пропуска и разрешения на фото и видео съёмку. Осталось подождать месяц и мы попадём на Космодром.
Как добраться до Байконура?
В принципе, на машине тоже можно, но я расскажу о том, как добирались мы. А добирались мы посредством самолёта. Сначала прилетели в Москву, затем сразу же после встречи с представителями нат гео пересели в другой самолёт Москва — Байконур. Я до последнего надеялась, что самолёт будет хотя бы не старым, но…
Но по факту всё оказалось иначе. Везла нас авиакомпания АлРоса. Если честно, об этих ребятах раньше я не слышала. Оказывается, их штаб квартира в Мирном и они летают немножко по России и странам СНГ. В том числе и на Байконур. И всё бы ничего, но нас ждал ТУ-154.
Ой да ладно, королева нашлась, тебе только аэробусы подавай! Неправда, я ещё боинги люблю. Вообще я люблю все самолёты, если они не угрожают опустить меня с небес на землю. В ТУ-154 я была не так уверена. Но выбора не было, пришлось лететь.
Самолёт пах прошлым и тканевой обшивкой сидений. Миша подбодрил меня, сказав, что ТУ, возможно, немного младше его. Но всё равно старше 30 лет. Я и сама это поняла — сиденья сломаны (моя спинка не поднималась вообще), сидушки прогнуты вовнутрь. Мест для ручной клади было очень мало.
Общую картину также дополняли стюардессы. Обслуживание, хм, оригинальное. Вот несколько фраз стюардесс (читать голосом Светки из Новосаранска):
— Уважаемые пассажиры, ну быстрее проходим, разденетесь потом!
Или
— Так, чья это сумка? Или вы её уберёте, или я сейчас её сломаю!
Неплохо, правда? Колоритно. Так же колоритно, как и одно хлопчатобумажное полотенце в туалете на 150 человек. Уютно, по-домашнему. Как и еда — нам предлагали на выбор сырники или вареники. Вот вам в самолёте когда-нибудь предлагали такое? А нам вот да 🙂
В самолёте была полная посадка, как выражаются рестораторы. 150 мест и все заняты. С нами летели журналисты, операторы, ещё журналисты и ещё немного операторов. Время в полёте 2 часа 50 минут. К слову сказать, самолёт летел стабильно, только очень громко.
И вот почти через 3 часа мы приземлились в аэропорту Байконура.
День 1. Привет, Байконур!
По прилёту все 150 человек двинулись в тесное помещение, которое больше напоминало не здание аэропорта, а комнатушку в каком-нибудь пенсионном фонде. Здесь предстояло заполнить иммиграционную карточку и пройти паспортный контроль.
Кстати, в Казахстан можно лететь по российскому, гражданскому паспорту.
Строгие пограничники спросили чего это мы понаехали и, поставив печать, пропустили. Сразу после кабинок таможенников находилась одна багажная лента. Это удобно — всегда знаешь, где твой чемодан.
После получения чемодана мы вышли в следующий зал, где нас встретила представительница службы безопасности.
На Байконуре нельзя передвигаться по объектам без сопровождения специального человека. Каждый приезжающий сюда обязательно получает свою «мамку», которая бдит и наставляет на путь истинный.
Когда наша группа полностью разделалась со всеми вопросами относительно прохождения границы, «мамка» собрала всех и повела к автобусам. Нас ждали два микроавтобуса и обещали захватывающие поездки туда, откуда люди в космос летают.
Первое, куда мы заехали — памятник космонавтам или, как называют его местные, памятник рыбаку. Почему рыбаку? Потому что руки широко расставлены, как будто рыбу показывает. Остановка была недолгой — хватило только на пару фото и мы двинулись дальше. По плану — заселение в гостиницу, посещение таинственной площадки со спрятанным «Бураном», музей космонавтики и еда. Последнее не менее важное.
Жильё на Байконуре.
Байконур, грубо говоря, делится на две территории — стартовые площадки и сам городок, в прошлом называемый Ленинск. Город закрытый, по периметру КПП. Въезд-выезд только с сопровождающими службы безопасности. Это и правильно, нечего всяким тут ездить.
Все приезжающие останавливаются, естественно, в городе. На выбор не очень много гостиниц — 7 ветров, Космонавт и Центральная. Нам была оказана честь остановиться в самом центре Байконура — в гостинице Центральная. Я думаю, по названию сразу понятно всё о внутреннем мире этого отеля. Хотя нет, слово «отель» вообще никак не согласуется с атмосферой этого места. Гостиница, вот как надо говорить.
Ну что же, месторасположение удачное — главная площадь, памятник Ленину, всё как положено. Номера, как говорится, бедные, но чистенькие. Даже приличная душевая кабина есть! Телевизор, холодильник, кондиционер для тех кто приехал летом, горяченные батареи — роскошь! Без сарказма, если что 🙂
Мы быстренько покидали свои скудные вещички в номер и отправились в первое байконурское путешествие. Нас ждал загадочный Буран, спрятанный невесть где.
Площадка 112.
Площадка 112 и установщики 11У25 для Н1, 17Т12 для «Энергии Буран». О как 🙂
Коротко о том, что это такое:
Энергия — Буран — космическая программа советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС). Одна из двух реализованных в мире систем МТКС, программа была ответом на аналогичную многоцелевую военно-гражданскую программу США «Спейс Шаттл». Свой первый и единственный космический полёт орбитальный космический корабль-космоплан системы «Буран» совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года. Программа была начата в 1976 году, а в 1993 году было принято решение о прекращении работ и консервации созданного задела.
В 1966 году МИК предстал во всей красе: длина 240 метров, ширина 190 метров, высота 60. Контрольно-измерительная аппаратура располагалась на 8 (!) этажах. Под зданием МИКа было 4 этажа с оборудованием для гидросистем. Грузоподъёмность мостовых кранов — более 200 тонн.
В 1967 году были изготовлены компоненты первой партии лётных экземпляров Н1. Н1 была совсем не малюткой, поэтому её ступени поставлялись в виде транспортабельных фрагментов, из которых на космодроме в этом МИКе производилась сварка баков и сборка ступеней ракеты.
После закрытия лунной программы, МИК был переоборудован для подготовки ракеты-носителя “Энергия”. В 1987 году первая ракета отправлена отсюда на старт, а в 1988 году — вторая. И продолжалось бы всё это и дальше, если бы в 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» не были приостановлены. К сожалению, в 1993 году программа была полностью и бесповоротно закрыта. МИК перевели в режим хранения. Теперь в его 5-и залах размещались ступени РН «Энергия», пакет из технологического макета РН «Энергия» и летавшего «Бурана», ракетные двигатели и монтажное оборудование. Получилось что-то вроде музея.
Однако такой “музей” просуществовал недолго. В 2002 году у МИКа обрушились 3 пролёта кровли (на фотографиях это заметно), убив при этом 7 человек — монтажников, проводивших ремонтные работы на крыше . В 5-ом пролёте был летавший корабль «Буран» №1, который, к сожалению, восстановлению не подлежит.
Сегодня всё это хозяйство так и лежит, за колючей проволокой и грустными взглядами. Фотографировать здесь запрещено, внутрь заходить запрещено. Однако мы сделали несколько кадров.
После позднего обеда в гостинице “7 ветров”, наша компания отправилась в космический музей.
Музей истории космодрома Байконур
В музее у нас была экскурсия около 1,5 часов. Нам рассказали про весь космодром, как он был создан, что здесь происходило, что происходит сейчас. Мы побывали внутри настоящего Бурана, который находится на территории музея и посетили домики Гагарина и Королёва. Про историю космодрома я рассказывать не буду, это отдельная и очень долгая история.
Однако приглашаю посетить сайт музей: http://www.museum-baikonur.ru/. Здесь можно найти много интересных штук 🙂
В музее есть сувенирная лавка, где мы купили магнитики с портретами космонавтов этого полёта и настоящую еду космонавтов! Тушёнка и творог в тюбиках. Хотя нам сказали, что из тюбиков уже никто не ест, это не остановило. Необычно же! Пусть они не едят, но мы будем 🙂
После музея направились в гостиницу и затем на ужин в соседний ресторан “Космодром”. День был долгим и интересным. Вай-фая в гостинице не было, поэтому мы просто легли спать. Завтра ранний подъём и новые площадки.
День 2. Вливаемся в город
В нашем туре была программа “всё включено”, поэтому мы не переживали по поводу еды. Завтраки, обеды и ужины были по расписанию. Еда была неплохой, поэтому день два начался с сосисок и макарон — плотный завтрак с энергией на весь день. Конечно, не еда космонавтов, но тоже сойдёт.
Сегодня у нас по плану обзорная экскурсия по городу, экскурсия в Международную космическую школу, посещение местного рынка, прогулка по площадке 45 (стартовый комплекс РН “Зенит”) и площадке 41 (памятник погибшим ракетчикам).
Обзорная экскурсия по городу
Байконур — город маленький. Сейчас там проживает всего 76 000 человек. Выглядит он, прямо скажем, не очень. Невысокие здания, которые не знают что такое капитальный ремонт. Небольшие магазины, как будто вырванные из 90-х. Время здесь не то чтобы остановилось, нет, оно идёт вперёд. Однако прихватило с собой очень много отголосков прошлого. Иногда что-то современное прорывается, как, например, ресторан “Звёздное небо”, где даже есть вай-фай. Но это скорее исключение, чем закономерность.
Улицы небольшие, светофоров почти нет. Кругом трубы на поверхности, что создаёт атмосферу апокалиптичности. Серость и немного тлена — вот так я бы описала это место.
Здесь живут и русские, и казахи. Русские трудятся в основном на космодроме, казахи в сфере обслуживания.
Туристы могут свободно передвигаться по городу, даже ездить на местных автобусах, которые выглядят как маршрутки.
Наша экскурсия была не очень долгой, но достаточно насыщенной. Ну или мне так показалось, потому что на улице было без малого -15. Сами понимаете, что стоять в такой холод и слушать экскурсовода как-то некомфортно, поэтому все старались ухватить самое главное и бежали в тёпленький микроавтобус.
Однако гид был в кроссовках и без шарфа. Видать, местные закалённые! Позже нам сказали, что -15 в принципе не совсем типична погода для этих мест, обычно здесь в декабре намного теплее, даже лёд на катке тает.
Так как город маленький, объехать его полностью не составляет труда. Что мы и сделали, после чего отправившись в Международную космическую школу.
Международная космическая школа и местный рынок
Везде школы как школы, а тут — космическая! По факту — это школа, которая ориентирована на будущих инженеров, ракетостроителей и, как знать, может быть, даже космонавтов!
Экскурсию по школе нам проводил один из учителей и сам директор. Люди увлечённые, знающие, невероятно умные. Слушать их было одно удовольствие! Это говорю я, человек, который терпеть не может экскурсии 🙂
В школе учится примерно 600 человек. Учится сложно — математика, физика не для слабонервных, как говорится. Тройка здесь считается хорошей оценкой. И при этом есть медалисты, круглые отличники! Ребята, прошедшие или я бы даже сказала вынесшие эту школу, поступают в любые технические вузы без проблем.
Что мне понравилось больше всего, так это уроки труда. Здесь не вышивают и не делают табуретки (хотя это тоже крайне полезные навыки). Здесь конструируют модели ракет и запускают их! Вот это я понимаю, интересные уроки!
Мы прошлись по всей школе, заглянули в кабинет с проектором и посмотрели запуски различных ракет, наигрались со скафандром и в конце запустили собственную маленькую ракету.
После школы нас отвезли на местный рынок.
Местный рынок — это главная развлекаловка города. Здесь можно купить всё — от симки до свиного уха.
Правда ни то ни другое мы не купили. Зато приобрели кучу грецких орехов по цене 500 рублей за килограмм, теплющие шерстяные носочки за 180 рублей и немного сувениров.
День близился к экватору, а нам ещё нужно успеть на две площадки.
Площадка 45
Площадка 45 — это стартовый комплекс РН “Зенит”. Нам несказанно повезло, ведь до этого туристов сюда не пускали. Совсем. Вообще. Ни одного. Ни разу. Мы стали первопроходцами!
Площадка действующая, однако когда будет следующий пуск, неизвестно.
Здесь расположены две пусковые установки: №1 (“левая”) и №2 (“правая”).
Первый испытательный запуск РН “Зенит-2”, состоявшийся 13 апреля 1985 года, закончился неудачей из-за отказа системы управления расходом топлива. Следующий старт (21 июня 1985) года имел частичный успех: из-за отклонений в работе рулевых двигателей второй ступени произошел взрыв в конце активного участка, однако груз был выведен на расчётную орбиту. Первый полностью успешный пуск был проведён 22 октября 1985 года.
Пусковая установка № 45/2 была разрушена после неудачного старта РН “Зенит-2” 4 октября 1990 года.
Последний запуск Зенита здесь был произведён в 2015 году. 7 декабря планировался запуск космического аппарата “Ангосат”, построенного по заказу республики Ангола, но его перенесли на другую дату.
Увиденное, конечно, достаточно интересно. Это даже не с чем сравнить! Для меня, как для человека не сведущего во всяком таком космическом строительстве, поразило всё. Масштабы строений, газоотводные ямы, поезда, которые вывозят ракеты!
Некоторые ракеты устанавливаются вместе с поездами. Поезд поднимается вертикально, ракета открепляется и поезд опускается обратно. Чудеса!
Удивительно, но на этой площадке нам разрешили вести фото и видеосъёмку.
После “Зенита” мы направились на площадку 41.
Площадка 41
Это место вовсе не весёлое. Изначально площадка создавалась для лётной отработки межконтинентальных баллистических ракет (МБР) на высококипящих компонентах топлива. Вместе с 41 площадкой строились площадки № 42 — техническая и № 43 — для проживания обслуживающего военного персонала и представителей промышленности.
Но у судьбы свои планы. 26 сентября 1960 года на Байконур прибыла первая ракета 8К64 № ЛД1-ЗТ. До 20 октября проводились комплексные испытания систем ракеты в монтажно-испытательном комплексе, а утром 21 октября 1960 года ракета была вывезена из монтажно-испытательного комплекса и доставлена на 41-ю площадку. До трагедии оставалось 3 дня.
21 и 22 октября были проведены предусмотренные предстартовой подготовкой пристыковка головной части, подъём и установка ракеты на пусковой стол, подключение коммуникаций и испытания всех систем. 23 октября ракета была заправлена компонентами топлива и сжатыми газами. Решением Госкомиссии старт ракеты был назначен на 19:00 23 октября. Но выявленные неисправности вынудили Госкомиссию перенести пуск ракеты на 24 октября.
Первую половину дня 24 октября устраняли обнаруженные дефекты. Около 18:45 была объявлена 30-минутная готовность к пуску и начато выставление в ноль программного токораспределителя. При этом произошёл несанкционированный запуск двигателя второй ступени. Огненная струя разрушила баки окислителя и горючего первой ступени. Лавинообразное горение продолжалось около 20 секунд, после чего остатки агрегатов и сооружения догорали ещё 2 часа.
В результате катастрофы площадка № 41 была полностью разрушена. Погибло 78 человек и 42 человека получили ожоги и травмы.
В октябре 1998 года на 41 площадке был установлен мемориал погибшим испытателям.
К сожалению, не всё в этом мире проходит гладко. Трагедии были всегда и ещё будут, нам этого не избежать.
Собственно, с этими мыслями мы уехали с 41-й площадки и поехали в гостиницу. Завтра очень важный день.
День 3. Самый главный день!
17 декабря 2017 года — запуск пилотируемого космического корабля СОЮЗ МС-07 с капитаном корабля полковником ВВС Антоном Шкаплеровым и двум бортинженерами — японцем Норисигэ Канаи и американцем Скоттом Тинглом. Вот то, ради чего мы и приехали. Главное событие, незабываемое, удивительное!
Старт был назначен на 13:21 по местному времени. До этого мы должны были встретить космонавтов у гостиницы и послушать их итоговый отчёт госкомиссии.
На первую встречу мы не поехали, зато хорошенько подготовились ко второй.
Проводы космонавтов
Космонавты надели свои новые скафандры (говорят, их стоимость — до миллиона долларов за одну штуку, а надевать их нужно не менее 2-х часов!), отчитались за закрытыми дверями госкомиссии и вышли к нам, чтобы сказать заключительные слова при свидетелях 🙂
Чтобы услышать эти заветные слова и увидеть наших героев, выступление которых планировалось за 4 часа до старта, в 10:21, мы приехали на место к 9 утра. Нас запустили на площадку, при этом досмотрев и вывернув сумки. В 9 народу было не так много, была возможность занять хорошие места.
На улице -17, вокруг куча журналистов, пальцы на ногах онемели от холода, но это ничто по сравнению с тем, что мы увидели дальше.
Прошёл час наших уличных мучений и вдруг показались ОНИ.
Честно скажу, я переживала больше, чем космонавты. Какие же уверенные это ребята! Как они шли! Легко, целеустремлённо, сильно. От них веяло стабильностью, расслабленностью, знанием и, главное, ожиданием. Ведь для них это цель жизни. Это не работа, это и есть жизнь! Они ждут полёта, они мечтают о нём! Они готовы на 200%!
Говорят, в ночь перед стартом космонавты спят как дети. Им не страшно. Как можно бояться того, к чему шёл всю жизнь?
Я смотрела на них как заворожённая. Такие люди вызывают уважение. И в такие минуты ты невероятно гордишься своей страной. Пускай вокруг болтают про политику, пускай недовольны президентом, пускай орут, что страна катится в чёрную дыру. Пускай, это неважно. Важно то, что сейчас перед тобой, а перед тобой наш, родной, русский космонавт, который заслужил, чтобы его называли героем. Рядом с ним представители других стран, и они вместе, они заодно.
Вокруг царила какая-то атмосфера праздника, лёгкости и лучезарности. Все улыбались, все смотрели им прямо в глаза, все радовались, все провожали этих отчаянных (по моему мнению) мужчин в космос. Сегодня все были заодно, сегодня все были вместе. Сегодня все были просто людьми, сегодня был праздник человечества, которое отправилось в космос.
Космонавты помахали зрителям и направились к автобусу. Толпа ринулась за ними. Так не провожали ни одного пассажира ни на вокзале, ни в аэропорту 🙂 Обязательно посмотрите видео в конце рассказа, там всё это заснято.
Итак, через 4 часа старт.
Старт ракеты
Так как 4 часа мёрзнуть не хотелось, нас отвезли в уже знакомый музей космодрома. Там мы пробыли 2 часа, поедая в буфете булочки и слушая слухи о том, что должен приехать президент Татарстана (кстати, он и правда приехал). А затем направились на стартовую площадку, сильно заранее, чтобы опять занять отличные места. Хотя, как позже оказалось, это было необязательно.
Эта поездка была уникальной со всех сторон. Помните, вчера нас впервые за всю туристическую историю Байконура пустили на площадку “Зенита”? А сегодня был подарок ещё лучше — обзорная площадка!
В место, куда мы прибыли, не пускают обычных смертных. Как нам удалось выторговать это место, неизвестно. То ли наша “мамка” постаралась, то ли NG приложил усилия. Но факт остался фактом — мы приехали на вертолётную площадку, которая находилась на расстоянии… 1200 метров! Всего лишь 1200 метров от ракеты! Вы представляете, НАСКОЛЬКО это близко? Это легендарно близко, это невероятно близко, это КОСМИЧЕСКИ близко! Ракета, вот она, стоит, только руку протяни!
Хотя руки протягивать было нельзя, за нами следили полицейские и буфетчица из любезно подогнанного передвижного буфета.
Погода была великолепная, на небе ни облачка! Это значит, что мы увидим старт ракеты полностью, она не уйдёт через 2 секунды за облака.
К слову, старты осуществляются в любую погоду и любое время суток, и связаны они не с природными явлениями, а с нахождением на орбите МКС.
Так как на эту площадку не пускали никого (до сих пор не могу поверить в такую удачу), мы могли расслабиться. Сходили в буфет, подержали на ладошке ракету (а почему бы и нет?). Постепенно откуда-то из степи начали подползать люди, их становилось всё больше и больше. Однако полицейские никого не пускали на нашу площадку. Слушайте, вип места просто какие-то! Хе-хе 🙂
За 40 минут до старта от ракеты отошли фермы. Ракета продолжила стоять под собственным весом. Внизу что-то дымилось. Пошли шутки о том, что там разогревают шашлык 🙂
Когда на часах было 13:19, вся наша команда была в нереальном предвкушении! Ещё немного и произойдёт самое главное — ракета взлетит! 13:20, 13:21…
Дым стал напористее. Он уже вырывался клубами из-под ракеты. До нас дошёл звук — это был звук старта. Громко, волнующе, невероятно! В этот момент я подумала: “интересно, а космонавты говорят “Поехали”?
И вдруг проснулось пламя! Оглушающее, яркое, знаменующее начало великого! Ракета поднялась в воздух. Эта сила, требующая отдельного понимания. Знаете ли вы, что мощность ракетного двигателя 250 000 лошадиных сил? Огромная 56-метровая ракета, 114 тонн, взлетает как пушинка, отрывается от Земли, несётся к звёздам! Это то, чего никогда не забыть.
Всё продолжалось недолго, ракета устремилась ввысь и скоро стала неуловимым пятнышком на небе, а потом и вовсе исчезла. Мы видели, как отошла первая ступень и видели какие-то ошмётки, некоторые из которых долетели до нас. Незначительные, маленькие, упали где-то в степи.
Человек полетел в космос. Победа одного человека и всего человечества.
Поездка стоила того. Лучшее завершение года.
На заметку: 19 декабря 2017 года в 11:39 (мск), после двухсуточной схемы сближения, корабль пристыковался в автоматическом режиме к исследовательскому модулю «Рассвет» (МИМ-1) МКС. В 13:55 (мск) экипаж перешёл на борт Международной космической станции и начал работу в составе МКС-54.
Наша команда светилась от счастья! Все переваривали то, что увидели. Полицейские тут же уехали, мы тоже начали собираться. Ведь впереди ещё несколько объектов.
Сначала мы заехали в бывший центр управления полётами, где нам провели небольшую экскурсию и показали, как всё выглядело раньше.
А затем мы направились к нашей последнее площадке — номер 200.
Площадка 200
А вот тут уже интереснее. Данная площадка также впервые пустила к себе туристов. В отличие от того же “Зенита”, на “Протоне” (а отсюда запускают именно “Протон”) фотографировать категорически запрещено. Иначе конфискация техники сразу же. Поэтому все фотоаппараты и телефоны мы оставили в автобусе. Фото не будет, не обессудьте.
Итак, площадка 200. Используется для запусков полезной нагрузки с помощью ракет-носителей серии “Протон”. Здесь расположены 2 пусковые установки: № 39 (“левая”) и № 40 (“правая”).
ПУ № 39 в настоящее время используется для запусков ракет-носителей “Протон-М”, в том числе коммерческих пусков, проводимых совместным американо-российским предприятием ILS.
ПУ № 40 сейчас не используется, так как планировалось переделать эту ПУ в стартовый комплекс для ракет типа “Ангара”. И хотя проект “старта” “Ангары” был перебазирован на площадку № 250, пуски с “правой” ПУ возобновлены не были, так как технологическое оборудование этого стартового комплекса было демонтировано.
С площадки № 200 был осуществлён запуск ряда межпланетных зондов. Венера-14, Венера-15, Вега-1, Фобос-1 и аварийный запуск КА Марс-96 (с ПУ № 39).
Венера-13, Венера-16, Вега-2, Фобос-2 были запущены с ПУ № 40.
ПУ № 39 также являлась “стартом” для базового модуля орбитальной станции “Мир”, и модулей “Квант-1”, “Квант-2”, “Кристалл”. Орбитальная станция “Салют-7” и астрофизическая обсерватория “Гранат” были запущены с ПУ № 40.
Экскурсию проводил подполковник, строгий мужчина с военной выправкой. Ответил на все наши глупые вопросы и отправил восвояси. День закончился, завтра мы покидаем Байконур.
День 4. До свидания!
Четвёртый день был днём переездов — сначала 3 часа на автобусе до Кызыл-Орды, затем час на самолёте до Алматы, потом прогулка по Алматы и снова перелёт, теперь уже в Москву. Ну а оттуда домой, в родной и промозглый Петербург.
Вот так и закончилось наше путешествие, которое я считаю очень даже небанальным.
Ну и как оно вообще?
Вообще оно, конечно, класс! Но чувства двойственные. С одной стороны, испытываешь гордость за свою страну. За героев-космонавтов, за инженеров, за ракетостроителей и других людей, причастных к этому всему. Испытываешь гордость за ракеты, за мощность, за устремление вперёд.
А с другой стороны видишь Байконур — словно брошенный в степи и некогда важный, а сегодня потерявший свою значимость. Множество площадок и около площадных строений полностью разрушены, стёкла выбиты, словно кто-то выбил и частичку нашей истории. Дома старые, застывшие в далёком прошлом. Всё вокруг какое-то нетехнологичное, устаревшее, как будто никому ненужное. Смотришь на всё это и невольно задаёшься вопросом: “И отсюда летают в космос”? И ведь да, летают! Как может разруха соседствовать с космосом? Байконур отчётливо говорит — может! Печально, друзья, грустно. Хотя есть другие космодромы, например, Восточный — новый и не такой потрёпанный.
Я считаю, что если у вас появится возможность посетить Байконур, нужно это сделать обязательно. Увидеть эти просторы, восхититься двугорбыми верблюдами, гуляющими по степи, послушать массу интересной информации, узнать, что иногда ракеты не красят, ведь одной краски уходит 700 кг, а каждый кг важен и послушать рассказы о том, как во время старта отрывает куски бетона. Увидеть жизнь людей в военном городе, поторговаться на местном рынке, сбегать в единственное кафе, где есть интернет, купить в ларьке из 90-х целую упаковку чая за 60 рублей и чипсов за 35, попробовать шоколад “Казахстан”, примерить тюбетейку, накупить еды космонавтов, увидеть своими глазами самый мощный старт, крикнуть “Поехали!”, сфотографировать исподтишка военный объект. Пустить слезу, провожая ракету в космос, помахать космонавтам, поиграть в хоккей на морозе, запустить собственную модель ракеты. Унести в сердце частичку необычного, такого близкого и далёкого одновременно. Побывать физически на Земле, но мыслями в Космосе.
Эта поездка будет для каждого уникальной. Потому что это просто космос!
В рассказе использованы материалы сайта Википедия.
No Comments