Когда-то давно я ездила отдыхать в Турцию. Была на курорте, который от начала и до конца был засеян русскими (не подумайте, я люблю наших соотечественников, но просто не в таких обстоятельствах). Тогда я подумала: «Ужасно, это место определенно мне не нравится. Как много хамоватого народа, приставучие торгаши, смотреть нечего». Так я и уехала с этими мыслями обратно домой. Турция осталась для меня отвратительной страной, и я не думала, что когда-нибудь ещё вернусь сюда.
Но прошло несколько лет, и вот я сижу в самолёте и лечу в Стамбул. Что я ждала? Однородность. Мне казалось, что везде будет плохо, так как я увидела тогда только это. И каково же было моё удивление, когда, спустя буквально 2–3 дня, я увидела совершенно другую картину. Турция поразила меня, она была совершенно другой, притягательной, красочной, доброй! Я ездила по её дорогам и не могла поверить, что я сейчас именно в этой стране. Но обо всём по порядку.
На дворе май, а мы ещё в марте решили, что хотим на майские попутешествовать. Наш выбор пал на прекрасную Турцию. Нет, мы не поедем тюленить на пляжах, мы сделаем наше путешествие лучше — арендуем авто и прокатимся почти по всей территории страны.
Прошлый мой азиатский отчёт с подробными выкладками по маршруту и деньгам был довольно полезной вещью, поэтому я решила, что и этот отчёт должен быть таким. Ну что, едем в Турцию?
ПОДГОТОВКА
Билеты мы купили ещё в середине марта. У нас было 2 варианта вылета: из Петербурга, но с пересадкой в Киеве, или из Хельсинки (прямой рейс). Мы решили не рисковать (ситуация на Украине, сами понимаете, мало ли что), и купили билеты из Хельсинки. Нам хорошо, город не так далеко (хотя 6 часов езды до туда — это бе, честно вам скажу). И вот, 26 апреля настало, и мы, встав в 4:30 утра, морально и физически были полностью готовы к поездке.
Количество дней на отдых: 21 (19 дней Турция + 2 дня дорога туда-обратно)
Планируемая сумма на двоих (не считая авиабилетов): 140 000 рублей
Покупали билеты мы через сервис aviasales.ru.
Стоимость одного билета Хельсинки — Стамбул (авиалиниями Turkish airlines) — 8 600 рублей туда-обратно, со всеми налогами и сборами. Рейс прямой.
Трансфер из Петербурга в аэропорт Хельсинки (Ваанта) — 1400 рублей на человека в одну сторону.
Также заранее мы забронировали автомобиль через сервис rentalcars.com. Мы долго выбирали место, откуда заберём авто, время (потому что стоимость автомобиля варьировалась в зависимости от того, когда мы будем его забирать и отдавать). В итоге выбрали самый подходящий для нас вариант — забираем авто из аэропорта Стамбула в 11:30, возвращаем туда же и в такое же время.
Так как бензин на территории Турции достаточно дорогой (около 80 рублей за литр), мы решили, что авто нам нужно экономичное и дизельное. Наш выбор пал на VW Polo Diesel, его мы и заказали.
Стоимость аренды авто на 18 дней — 17 000 рублей (безлимитный пробег, страховка от ДТП и угона включены в стоимость).
Мы составили 2 маршрута. Один более длинный, второй короче (почти в 2 раза). Мы не знали, успеем ли мы всё посмотреть, поэтому решили, что на всякий случай у нас будет запасной план.
Вроде бы, все подготовительные работы выполнены, пора отправляться в путь.
День 1. 26 апреля, Санкт-Петербург — Хельсинки — Стамбул.
В 5:30 утра раздался телефонный звонок — это звонил водитель, который приехал к нашему дому, чтобы забрать нас и отвезти в аэропорт. Дорога до аэропорта заняла примерно 7 часов. В 12:34 мы были уже внутри здания.
Аэропорт Ваанта.
Вся жизнь в Финляндии какая-то размеренная. Люди никуда не спешат, всё делают чинно и медленно. И такое впечатление, что аэропорт — это не исключение. Здесь так тихо, что ты не чувствуешь себя пассажиром! Нет привычного женского голоса, который объявляет о посадках/взлётах, здесь мало людей и все идут куда-то очень неспешно.
В аэропорту мало сидений. Это особенно ощущаешь, когда за спиной висит тяжёлый рюкзак.
Здесь есть стойки check-in, полностью автоматизированные. Это позволяет пассажирам самим зарегистрироваться на рейс, тем самым сэкономив себе и другим время.
Еда здесь дорогая, поэтому лучше брать её с собой. К примеру, обычный хот дог стоит 4 евро, вместе с напитком — 6 евро. Стандартные цены для Европы, в принципе. Но я считаю, что это переплата.
Я пыталась найти в аэропорту место, где багаж упаковывают в плёнку. Такого места я не нашла.
Но это всё мирское:) Пришло время посадки, мы загрузились в самолёт и через 3 часа приземлились в Стамбуле. Местное время — 21:50. Паспортный контроль прошли быстро, багаж получили ещё быстрее. Теперь необходимо добраться до отеля.
Первым делом мы сняли с карты 100 лир. Аэропортовский банкомат посчитал нам по курсу 100 лир = 50 долларов. В дальнейшем средний курс обмена у нас был 1 $=17 лирам, его я и буду придерживаться, когда буду переводить всё в рубли.
Наш отель в Стамбуле
Перед поездкой я забронировала отель на booking.com, на 2 ночи. Отель называется Mistanbul Hotel (M Hotel) — http://mistanbulhotel.com/
Адрес отеля: Gulbahar Neigh. Oguz St. No:9, Mecidiyekoy, Sisli, Istanbul — Europe.
Отель находится в районе Шишли — в северной части города. Добраться до него из аэропорта можно несколькими способами: такси, автобусы, метро. Мы выбрали метро.
Доехали до станции Insirli, там вышли и пересели на метробус, который довез нас до станции под названием Sisli — Mecidiyekoy. Там мы случайно пошли не в ту сторону. Пришлось ехать обратно на такси. Отель находится от метро не очень близко, но минут за 7–9 дойти можно без проблем.
У отеля невзрачная вывеска, так что сразу можно и не заметить, что он тут есть. Нас встретил очень дружелюбный управляющий, с которым было приятно поболтать. Он зарегистрировал нас и провёл в номер. Номер оказался маленьким, но уютным. Единственное, что меня смущало — это полупрозрачные двери в туалет. Всё видно, что там делается. Не пойму, для чего это?
Внутри всё чистенько, аккуратно. Правда вот слышимость хорошая. Ночью кто-то ломился в дверь отеля, и было такое впечатление, что это происходило под нашей дверью.
В воскресенье под окнами отеля раскинулся рынок — тут продавали овощи, фрукты и так далее. Мило, можно выйти и тут же, буквально не отходя от кассы, купить свежие продукты.
Завтрак в отеле включен в стоимость, правда он немного жиденький: хлопья, сыр, колбаска, помидорки, огурчик, яйца, хлеб, чай и кофе.
Wi-fi в номере постоянный, но не очень быстрый. Работает бесперебойно. Убирают хорошо, полотенца меняют всегда.
Как мы добирались до отеля?
О, это отдельная история. Наше путешествие — это автопутешествие, но машина у нас забронирована была на послезавтра, следовательно, добираться надо самим. Вещей у нас много, энергии уже мало. Мы спустились в метро, и первое, с чем мы столкнулись — это покупка жетончиков. Мы подошли к одному автомату, но там было что-то написано только про Истанбулкарт, никаких признаков продажи жетонов не было. Рюкзаки все так же давили на спину, а метро давило на наше вечернее терпение. Мы подошли к карте метро и сфотографировали её, а заодно нашли ту станцию, куда нам надо было ехать. Что делать дальше?
На каждой станции работают специальные люди (контролёры), они одеты в оранжевые жилеты. Мы подошли к одному из таких мужчин и попросили помочь нам. Он с удовольствием показал нам, как покупать жетоны и объяснил, как лучше доехать до нужной нам станции.
НАБЛЮДЕНИЕ. «Какие дружелюбные!» — была моя первая мысль о людях в Стамбуле. И действительно, люди здесь всегда готовы помочь, в этом мы убеждались ещё не раз.
Мы узнали, что здесь есть не только поезда, но и еще так называемый метробас, билеты на который нужно покупать отдельно. И ехать нам предстояло именно на нём.
Мы доехали до нужной нам станции и вышли на улицу. Где тут метробас? Ничего не видно. Никаких автобусов. Ладно, вон таксист, спросим у него. Мужчина показал нам, куда идти. Оказалось, что остановки совсем не рядом с выходом от метро, а в отдалении. Хорошо, нашли. Теперь проблема номер 2. Где купить билет? Контролер показал нам куда-то неопределенно пальцем, мы направились в ту сторону и увидели автомат. Начали в него тыкать, протыкали минут 10, он не работал. Оказалось, что надо не к автомату идти, а к специальной будочке, где кассир продает билеты. Ок, купили. Сели, поехали.
СОВЕТ. Если вы хотите сэкономить, то покупайте сразу много поездок, так выходит дешевле.
Метробасы приятные: висит табло, где пишут остановки, так что свою никто не проедет. Это было для нас очень актуально. Вышли на своей остановке, а дальнейшую историю я уже писала выше:)
Таким было самое первое знакомство с о Стамбулом. Он показался нам европейским. Но мы решили рассмотреть его лучше завтра, когда на улице не будет темно и мы будем полны сил и энергии.
Мы буквально-таки ввалились в номер и почти сразу легли спать, ведь завтра нас ожидала длинная прогулка по городу.
Итог дня. Долгий трансфер в Хельсинки и перелёт оттуда в Стамбул. Мы познакомились с общественным транспортом города и еле-еле добрались с нашими рюкзаками до отеля.
6 жетонов метро — 18 лир
2 билета на метробас — 7 лир
такси до отеля — 8.5 лир (1 км = 2 лиры)
отель (2 ночи) — 150 лир
_______________________________________________________________
Итого — 183.5 лиры (3120 рублей)
День 2. 27 апреля, Стамбул.
Мы встали настолько рано, насколько нам позволил наш организм. Позавтракали в отеле и пошли по направлению к метро, чтобы уехать в центр города. Мы решили, что в этот день брать авто не будем, город слишком большой, пробок много, лучше будет, если мы будем передвигаться с помощью общественного транспорта. И это решение было правильным!
Для начала мы прогулялись по окрестностям района, в котором жили, и купили местную сим-карту. Путешествие требует наличия интернета, поэтому данный шаг был для нас необходим. Мы посмотрели разные тарифы и операторов, и в итоге остановились на Vodafone. Взяли сим-карту на 4 гб. Продавцы в магазине сразу же нам её подключили, и сказали, что всё активируется через 2 часа. Так оно и произошло, не обманули:)
Мы спустились в метро и направились к мужчине в оранжевой жилетке.
— Не подскажите ли Вы, как нам проехать в центр? — спросили мы его на английском.
Мужчина недоуменно на нас посмотрел. — Хм… Айя София? — продолжила я.
— Ааа! Айя София! — обрадованно ответил мужчина и показал нам на карте ближайшую станцию. Мы были на зелёной ветке, поэтому без пересадок могли доехать до Везничела (простите, если неправильно назвала), откуда пешочком нам предстояло идти до центра.
СОВЕТ. Носите с собой переводчик. Как показала практика, очень мало людей в Турции говорит на английском.
Метро в Стамбуле немного беспорядочное (это лично моё мнение). Но оно довольно современное. Тихие поезда, голосовые остановки, всё очень чётко работает.
Выйдя на своей станции, мы отправились на прогулку. По пути нам встретилось местное кафе, где продавали гранатовый сок. Боже мой, какой же это вкусный сок! Я бы пила его каждый день на завтрак, обед и ужин. Умопомрачительно!
Целый день мы посвятили Стамбулу. Ходили везде. Восхищались Святой Софией и Султанахметом, спускались в цистерны, посещали местный рынок.
Мечети такие большие, что их видно откуда угодно!
Туристов очень много. Тут же турки продают флейты, шапочки и прочие вещи, назначение которых я не всегда понимала.
Очереди гигантские! Одну из таких очередей мы наблюдали у входа в Султанахмет. Стоять в ней нам не очень хотелось, поэтому внутрь мы не пошли.
Айя София и Султанахмет находятся друг напротив друга, что очень удобно. В Айю Софию очередь была не меньше, но мы все же решили пойти туда. Мечеть внутри была на реставрации, некоторые леса закрывали красивые орнаменты и рисунки. Наше общее впечатление от посещения осталось неоднозначным. Если честно, мы думали, что будет что-то более фееричное внутри.
Когда мы вышли на улицу, то увидели какой-то пикет. Что это был за митинг, узнать не удалось.
Затем мы двинулись в цистерну, одну из самых старейших и больших в городе.
Внутри холодно и темно:)
День давно уже перевалил за обеденное время, а мы еще столько не посмотрели! Пошли гулять по городу дальше. Набрели на рынок, где можно было купить что хочешь — от новеньких телефонов до поддержанных шлепок. Тут же мы выпили апельсиновый сок, который сделали при нас. Наслаждение:)
Ну и куда же без знаменитых стамбульских котов? Развалились на солнышке, впитывают в себя весенний ультрафиолет.
Гуляя по узким улочкам Стамбула, можно было набрести на какой-нибудь магазинчик, в котором продавались вот такие красивые национальные лампы:
Красота некоторых домов соседствовала с бедностью и нищетой. Было ощущение, что здание может вот-вот развалиться. Другое же, рядом с ним, сияло всеми красками шоколадного оттенка.
Я не знаю, сколько мы прошли километров. Мне казалось, что все 20. Наконец вышли к парку Гюльхане, вход в который охраняли бравые солдаты с автоматами.
Зашли внутрь парка. Какие тюльпаны! Глаз радуется:)
На траве сидят студенты, друзья, туристы. Атмосфера полной безмятежности.
Мы прогулялись по парку, и посмотрели на часы: пора двигаться домой. Решили пешком дойти до метро:
Ох, и долго же мы шли! Заблудились. Вышли на набережную, стали искать вход в метро.
Не нашли. Спрашивали у местных, все с радостью были готовы нам помочь, но почему-то результативность такой помощи была нулевая. Мы уже совсем отчаялись, как вдруг к нам подошёл какой-то пожилой турок и предложил свою помощь. Он отвел нас к автобусу, на котором без пересадок можно было добраться до нашего отеля. И не просто довел, но даже хотел заплатить за наш проезд. Вот этого мы никак не ожидали. Конечно же, мы не позволили ему этого сделать. Но этот поступок очень сильно запал нам в душу, мы были удивлены, немного обескуражены и, конечно же, безмерно благодарны нашему турецкому спасителю.
Добрались до отеля уже без приключений. Поужинали, купили на местном рынке клубнику и легли спать. Завтра нам надо ехать в аэропорт, чтобы там получить автомобиль. Благо дорогу к нему мы уже выучили:)
Итог дня. Целый день мы посвятили Стамбулу. Ели соленую кукурузу, пили гранатовые и апельсиновые соки, были в самых известных достопримечательностях города.
Сим карта — 80 лир
Средство для снятия макияжа — 15.5 лир
Вода 1.5 л — 2 лиры
2 гранатовых сока — 4 лиры
Вход в Айя Софию — 60 лир
Вход в Цистерну — 20 лир
2 кебаба и сок — 30 лир
Туалет — 1 лира
Подаяние нищему — 1 лира
Кофта — 23 лиры
4 стакана апельсинового сока — 4 лиры
Магнит — 2 лиры
Варёная кукуруза — 2 лиры
Автобус — 6 лир
1 кг клубники — 4 лиры
______________________________________
Итого — 254.5 лир (4326 рублей)
День 3. 28 апреля, Стамбул — Зонгулдак.
Мы встали с утра и отправились в аэропорт за автомобилем. Приехали туда в 10:30, подошли к нашей стойке (Аламо), авто было уже готово. Несмотря на то, что мы приехали раньше, с нас не взяли за это денег. Удержали только залог на карте, который после нашего путешествия был благополучно возвращён.
Нас встретил мужчина и мы сели в Ситроен и куда-то поехали.
«Наверное, нас везут к нашему VW» — подумали мы. Но нет, оказалось, что это Ситроен C-elysee и есть наш автомобиль. По характеристикам он почти такой же как и VW. В договоре было прописано, что нам могут выдать похожий автомобиль. Так и случилось. Но мы не расстроились, потому что машинка была отличной. На улице шел дождь, а мы в это время принялись осматривать нашего нового железного друга.
Служащий АЛАМО показывал нам все царапинки и сколы. Некоторых не было на документах, и мы тут же вносили их в список. Я на всякий случай сфотографировала всю машину. Мало ли что:)
Когда мы закончили осмотр, дождь лил как из ведра. Мы сели в наш Ситроен и поехали в Зонгулдак. Пересекли Босфор:
Погода начала налаживаться. Виды, которые нам открылись, были просто потрясающими! Я хотела запечатлеть каждый кусок дороги, потому что он был великолепен!
НАБЛЮДЕНИЕ. Дороги в Турции очень хорошие. На всем протяжении нашего путешествия мы только пару раз встретили что-то неподобающее, во все остальное время мы поражались тому, как комфортно и приятно нам ехать.
По дороге в Зонгулдак мы остановились у одной старушки с внучкой, которые продавали клубнику. Такая огромная и такая вкусная!
Наевшись ею вдоволь, мы продолжили наш путь.
На некоторых участках дороги мы останавливались и выходили из машины, чтобы сфотографировать прекрасные пейзажи.
Немного о Зонгулдаке.
Это город и район на севере Турции на побережье Чёрного моря. Живёт здесь не так много человек (всего около 100 тысяч). Градообразующие предприятия города — это, прежде всего, угледобывающие заводы. Именно в Зонгулдаке находится самый крупный в Турции район угледобычи и чёрной металлургии. А также здесь есть пещера и музей угля.
В город мы в итоге приехали в 18:30. Хотели посмотреть пещеру Gokel, и с помощью местных жителей нашли её. Но когда мы туда приехали, нас расстроила табличка, на которой было написано, что пещера работает до 18:00. Было решено ехать в отель, а в пещеру вернуться завтра с утра.
Отели в Зонгулдаке — это отдельная тема. Отелей мало, они дорогие. Мы долго искали подходящий вариант, и уже совсем было расстроились, как вдруг нас в очередной раз спас турок. Мы заехали на заправку и спросили у кассира про вариант проживания. Кассир, который говорил на немецком как на своём родном (да, тут на немецком вообще много турок говорит!), покинул (!!!) свое рабочее место, и пошел показывать нам отель. Мы были в очередной раз удивлены столь радушной помощи. Отель, в который нас привел любезный зонгулдачец, назывался Kilimni Crenedis.
Мы поужинали там (оказалось, что готовят в отеле просто изумительно), и вышли на вечернюю прогулку.
Прогулявшись по району, мы вернулись в номер и легли спать, чтобы завтра с новыми силами продолжить наше путешествие.
Итог дня. Мы насладились прекрасными видами дороги Стамбул-Зонгулдак. Ехать по побережью Чёрного моря одно удовольствие! В очередной раз убедились в том, что турки — потрясающие люди.
Метробас до аэропорта (ехали за авто) — 8 лир
3 кебаба — 14.5 лир
3л воды — 3 лиры
17л бензина — 75 лир
5л воды — 2.5 лиры
Кило клубники — 5 лир
Отель в Зонгулдаке — 120 лир
Ужин — 20 лир
_______________________________________
Итого — 248 лир (4216 рублей)
День 4. 29 апреля, Зонгулдак — Сафранболу — Самсун
Встав с утра, мы отправились в пещеру Gokel (Gokgol). Вот её координаты:
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=41.440935&lon=31.833205&z=19&m=b&show=/30590771/ru/Gökgöl-Zonguldak&search=gokel
Пещера оказалась затоплена и закрыта. Но смотритель ради нас открыл ее и разрешил войти посмотреть. Опять турки-спасители!
СОВЕТ. Берите с собой фонарики. Потому что они могут очень пригодиться:) В этой пещере не было электричества, так что если бы не наше освещение, мы бы вообще ничего не увидели:)
Мы не прошли и половины пути, так как там действительно была вода, и нужны были резиновые сапоги, чтобы топать дальше. Так что мы вернулись на свет. Мы хотели попасть в знаменитый музей угля, расположенный на глубине 50 метров под землей. Мы долго искали его, и в итоге оказалось, что он уже оооочень давно закрыт.
Зонгулдак — это угольный городок, поэтому тут везде можно увидеть интригующие шахты (интригующие, потому что так и хочется зайти внутрь и посмотреть, а что же там!)
После этого мы поехали в Сафранболу.
Дорога до города очень живописная! Даже мини-водопадики встречались:
Сафранболу находится в 90 километрах к югу от Чёрного моря, это маленький городок с населением около 50 тыс.чел.
В 1994 году он был занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря великолепным образцам классической османской архитектуры.
Приехав в Сафранболу, мы отправились в пещеру Булак Менцелис. Вот её координаты:
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=41.273162&lon=32.628933&z=17&m=b&search=MA%C4%9EARASI
Дорога до неё шла вот по такому красивому городочку:
Да, это мы так сначала думали. Но оказалось, что навигатор повел нас неправильно. И тут мы опять столкнулись с неимоверным дружелюбием местных жителей! Турок, ехавший нам навстречу, остановился и сказал, что если мы едем в пещеру, то надо добираться туда по другой дороге. Ох, спасибо:)
Дорога к самой пещере — это лестница, по которой надо идти очень аккуратно, так как после дождя там очень скользко.
Вход в пещеру:
Как только мы зашли туда, сразу же увидели летучую мышь.
Пещера хорошо освещена и оборудована.
Насмотревшись на творение природы, мы направились в город Самсун. Дорога наипрекраснейшая!
Ехали мы ехали, и вдруг я увидела что-то в скале. Сначала мне показалось, что это обман зрения…
Но приглядевшись получше, я поняла, что это совсем не игра моего разума!
И точно, спустя несколько метров мы увидели на дороге табличку Kaya Mezari.
СОВЕТ. Чтобы не пропустить очередную достопримечательность, всегда обращайте внимание на таблички коричневого цвета.
Подъехали поближе.
Путь к Кая Мезари надо пройти пешком. Идти не очень долго, но в горку.
Кая Мезари — это скальная гробница. Она высеченна в скалах на склоне, состоит из комнаты или комнат, часто украшенных (но не в нашем случае).
Вот такая вот незапланированная достопримечательность!
После просмотра этого мини-чуда, мы отправились в Самсун (куда, собственно, и ехали). По дороге был дождь, а после появилась совершенно сумасшедшая двойная (!) радуга.
Ехать по побережью Черного моря действительно очень приятно. Мы наслаждались видами и были безмерно рады оказаться там, где небо сливается с морем…
Приехали в Самсун уже когда стемнело.
Отель нашли сразу (сначала приехали в один, но управляющий сказал, что всё занято и повел в другой, в соседнем здании). Отель назывался Koya Otel.
Итог дня. Наслаждались прекрасными видами черноморского побережья! Побывали в двух пещерах, и посетили незапланированную достопримечательность. Проехали длинный путь из Зонгулдака в Самсун.
Вход в пещеру — 7 лир
Магнит — 2 лиры
Обед — 24 лиры
15л бензина — 67 лир
Шоколадка и жвачка — 3.5 лиры
Отель — 90 лир
2 кебаба и вода — 4.5 лиры
___________________________________
Итого — 198 лир (3366 рублей)
День 5. 30 апреля, Самсун — Панагия Сумела.
Сегодня мы решили поехать в знаменитый монастырь Панагия Сумела.
Это православный монастырь, возведённый в конце IV — начале V века нашей эры на меловой скале Трабзона. С конца IV века в монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, апостолом Лукой. В 1923 году (греко-турецкий обмен населением) икона была вывезена понтийскими греками.
Пока мы ехали до этого монастыря, по пути нам встретилась канатная дорога Без Тепе.
Мы решили, что если вход не очень дорогой, то мы с удовольствием прокатимся. Вход действительно оказался дешёвым.
Мы сели в наш вагончик и поехали на гору!
Виды красивые: видно город, горы и море.
Тут же висит познавательная табличка, на которой написано про эту канатную дорогу. Думаю, в переводе не нуждается, и так все понятно:
Спустились вниз с канатки, пообедали и направились в наш монастырь. Дорога хорошая, светит солнышко, все супер, мы, как говорится, всем довольны.
Продолжили наш путь, доехали до Трабзона и повернули в сторону монастыря.
Панагия Сумела на карте: http://wma.wmflabs.org/iframe.html?40.710833_39.620556_800_600_en_8_en
При въезде в монастырь надо заплатить за автомобиль:
А вот дальше начинается совершенно изумительная дорога! Неописуемой красоты! В некоторых местах два автомобиля еле-еле разъезжались, иногда было страшно. Но зато незабываемо. Вот он, монастырь, совсем близко! Скоро приедем.
Основание монастыря приписывается монаху Варнаве, а восстановление — Святому Софронию после разрушительного набега арабов в VI веке.
В византийскую эпоху монастырь пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров и стал на какое-то время самым влиятельным и богатым на территории Понта.
Но наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII–XIX веках.
После выселения греческого православного населения Анатолии в рамках греко-турецкого обмена населения, монашеская жизнь в Панагия Сумела пресеклась. Реликвии монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Сумела, были сначала спасены от потери понтийскими греками, а позже, в 1930 году, перевезены в Грецию, где пребывают в новом монастыре Панагии Сумела (близ города Верия в Македонии).
На протяжении нескольких веков монастырь Панагия Сумела был святыней не только для понтийских греков, но и христианства всего мира, однако турецкие власти крайне враждебно относились к православному паломничеству.
Впервые оно стало возможным только в 2007 году.
В 2010 году Министерство культуры Турции по просьбе Вселенского патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первого с 1922 года богослужения. 15 августа 2010 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, Вселенский Патриарх Варфоломей I возглавил литургию в монастыре при стечении нескольких сотен паломников из разных стран.
Вот такой монастырь!
Когда мы ехали обратно, увидели табличку, которая указывала на пещеру.
Мы поехали, следуя её направлению, но в итоге оказалось, что пещера закрыта. Жаль! Зато смогли в очередной раз насладиться видами:
День близился к завершению, поэтому настало время искать жильё. Мы решили поехать в город Эрзинджан.
Там мы нашли отель Grand Simay, с очень вкусным завтраком и огромной кроватью в номере 🙂
Итог дня. Мы прокатились на канатной дороге и посетили один из самых выдающихся монастырей в Турции, который имеет очень долгую историю — Панагия Сумела.
50 литров бензина — 210 лир
5 шоколадок и 2 редбула — 15 лир
2 билета на канатную дорогу Безтепе — 10 лир
2 шавермы и чай — 8 лир
Въезд на авто в Сумела — 10 лир
2 билета в Панагия Сумела — 30 лир
Подаяние музыкантам — 2 лир
Ужин — 35 лир
Отель — 140 лир
______________________________
Итого — 460 лир (7820 рублей)
День 6. 1 мая, Замок Харпут, Немрут Даг
Встав и отлично позавтракав, мы загрузились в наш Ситроен и поехали в Немруг Даг. Забегая вперед, скажу, что именно это место мне понравилось почему-то больше всего, и именно его я вспоминаю первым, когда говорю про Турцию.
Итак, мы выехали из Эрзинджана.
НАБЛЮДЕНИЕ. Куда бы вы не заехали в Турции, вы везде встретите дом. Даже в таких местах, где, казалось бы, жить невозможно. Дома тут располагаются везде — на ровной местности, на склонах гор… как люди там живут? Неясно.
Чем хорошо автопутешествие? Да тем, что, передвигаясь по дорогам, можно увидеть захватывающие пейзажи! Такие, от которых сердце просто-напросто начинает петь. Ах, эти горные местности с тоннелями! Эти леса, эти деревушки… дорога между пунктами назначения — это целая отдельная жизнь.
Мы опять наткнулись на коричневую табличку, которая говорила нам, что вблизи есть достопримечательность. Интересно, но самые красивые и необычные места мы посещали совершенно не планируя это! О многих мы вообще не знали, так как нигде нет информации. Так что это такой вот спонтанный и очень полезный опыт. Не пропускайте коричневые таблички:)
Наша достопримечательность — город Харпут.
Харпут на карте: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=38.666667&lon=39.216667&z=12&m=w
Это один из античных городов Турции, расположенный вблизи города Элазыга. Самыми древними «владельцами» Харпута были гурры. Впоследствии Харпут передается народу урарту. Крепость Харпута, в которую мы направлились и которая отлично сохранилась и по сей день, принадлежит урартскому периоду.
Название «Харпут» переводится как «каменная крепость». «Хар» означает камень, «пут» — крепость. В Харпуте находится множество важнейших произведений искусства, принадлежащих различным периодам и народам.
Наша крепость расположена на отвесных скалах. Она имеет передний фасад высотой в 75–80 м, южный — от 150 до 200 м, по сторонам — от 400 до 450 м. Время строительства фундамента крепости относят к 900 году до н. э. (представляете себе?).
В исторических записях существует множество легенд о крепости, которые попадали в руки римлян, византийцев и арабов. Самая знаменитая из них — легенда о появлении названия «Молочная Крепость». Строительство крепости пришлось на год, когда началась сильнейшая засуха, и было принято решение прекратить строительство. В тот же год животные дают обильное количество молока. По приказу повелителя сдоенное молоко используется для завершения строительства крепости. Неизвестно, правда это или нет… однако довольно интересный рассказ!
Харпут, будучи жилым местом и столицей многих цивилизаций, начиная с урартского периода, в каждой эпохе был своего рода крепостью. В 1516 году, после присоединения к Османской Империи и зачисления в фаворитные города, он стал научным и культурным центром области. Сегодня тут живет мало людей, так как город располагается высоко, и есть трудности с доставкой воды.
Погуляв по территории крепости, мы направились, собственно, в сам Немруд Даг.
Немруд Даг на карте: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=38.035278&lon=38.763333&z=9&m=w
Дорога до Немрут Дага просто жесть. Серпантин ещё тот. Есть нормальная дорога, но если ехать с севера (как это делали мы), то надо запастить терпением. Виды — одни из лучших, этого не отнять. Но ехать страшно.
Что вообще такое этот Немруд Даг?
Немруд Даг — это гора на юго-востоке Турции в Таврских горах в иле (районе) Адыяман. Высота 2150 метров над уровнем моря.
В 62 г. до н. э., царь Коммагены Антиох I Теос построил на вершине этой горы гробницу — святилище, окруженную огромными статуями 8 — 9 метров высотой.
Центр гробницы — курган из мелких камней, на вершине горы, высотой 49,8 метров и шириной у основания 150 метров. Под курганом находится гроб Антиоха I Коммагенского.
Края скалистой вершины, на которой находится гробница, с трёх сторон превращены в большие террасы. Две из них украшены пятью величественными сидячими статуями высотой 8 метров: посреди находится фигура Зевса, по сторонам олицетворенная «Коммагена» и царь Антиох, по краям Аполлон и Геркулес.
В 1987 году археологические памятники на вершине горы включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Конечно же, сегодня там все развалено, но все равно выглядит интересно. А какие виды! Ох-ох, дух захватывает!
Я не знаю, сколько времени мы простояли на вершине, глядя на облака, горы и бесконечный горизонт…
В таких местах ты начинаешь чувствовать себя по-другому.
А потом я нашла на ступеньке ниточку, которая напомнила мне дорогу до Немруд Дага….
Простоять на вершине этой горы можно хоть 10 часов, но у нас нет этого времени. Впереди — обратный путь домой, по суровому серпантину, и необходимо как можно быстрее проехать его, не дожидаясь, пока турецкая темная ночь окутает все вокруг.
Купив сувениров, мы отправились дальше. Как вы уже поняли (а если не поняли, то я вам сейчас скажу), мы поехали по длинному маршруту. И правильно сделали:)
Найти отель по близости от Немруд Дага нам не удалось, поэтому мы поехали до некоего города Даренде, где нашли какой-то двухзвездочный отель Darende otel. Там и переночевали.
Итог дня. Мы посетили древний город и замок Харпут, были на вершине гробницы на горе Немруд Даг. Почти сошли с ума от потрясающих горных видов.
Продукты в дорогу — 8 лир
2 билета вход в Немрут Даг — 22 лиры
Сувениры — 15 лир
34 литра бензина — 150 лир
4 шоколадки — 5 лир
Ужин — 25 лир
Отель — 60 лир
_________________________________________
Итого — 285 лир (4845 рублей)
День 7. 2 мая, Каппадокия
Седьмого дня я ждала с самого начала путешествия. Потому что это не много не мало — Каппадокия. Про неё столько написано и рассказано, что я, пожалуй, не буду повторяться. Расскажу только мои впечатления.
Вся дорога до Каппадокии выглядела примерно так:
Приехали мы сразу в Гёреме, и скушали вкусные турецкие лепешки. Подкрепившись, отправились рассматривать то, о чем так много написано. Наконец-то можно увидеть это своими глазами!
Везде есть дороги, так что очень удобно ходить и всё смотреть.
Мы забирались на вершины холмов, и обозревали всё с высоты.
Заходили в сами вырубленные в скалах домики, и представляли, как тут раньше жили люди… как они это все вырубали, как вели своё хозяйство, как проводили свои дни. Так интересно было бы попасть в их мир, в то время! Хоть краешком глаза посмотреть, что же там у них происходило.
Гуляя, набрели на рынок.
Затем отправились осматривать замок.
Ну и, конечно же, посетили подземный город Каймаклы. Куда ж без него? 8 этажей под землей (но доступно всего лишь 4), продуманные ходы, затворы, окна и углубления в стенах… вот что творили наши предки!
Это один из крупнейших подземных городов на территории современной Турции. Есть много мнений, почему егопостроили именно под землёй. Самая распространенная — Каймаклы служил в качестве убежища для ранних христиан, спасавшихся бегством от религиозных преследований и нашествий арабов.
Город представляет собой систему туннелей и залов, выдолбленных в мягкой вулканической породе — туфе. Первый уровень был построен ещё хеттами. В дальнейшем, в периоды Римского и Византийского правления, площадь искусственных пещер только увеличивалась, что в итоге привело к образованию подземного города, который мы с вами можем видеть сегодня.
Этажи связаны между собой отвесными вентиляционными колодцами с водоёмами на дне. Входы в порталы перекрывались с помощью огромных каменных дисков. А двигали их очень просто: в центре делалось отверстие, куда вставлялся опорный стержень для перекатывания диска, после чего его закрепляли перекладинами.
В городе есть кухни, конюшни, винный погреб, часовня с исповедальней, складские помещения для хранения продовольствия на несколько месяцев. В стенах этого города могли укрываться около 15 000 человек. Дети подземелья!
СОВЕТ. В подземном городе очень холодно, поэтому лучше всего надеть что-нибудь потеплее.
После того, как мы осмотрели подземное царство, нам пришла в голову отличная идея — а почему бы не прокатиться по Каппадокии на мотоцикле? Сказано — сделано. Взяли в аренду мотик, получили немецкие каски и отправились в путь. Уже был близок закат, поэтому мы могли насладиться видами каппадокийских доллин в лучах уходящего солнца.
СОВЕТ. Если вы хотите прокатиться, например, по долине любви на мотике, подумайте 100 раз перед этим. Там много песка, в некоторых местах вообще не проехать. Мы больше часа пытались вырулить из труднодоступного места.
Сама долина любви показалась мне интересной. Не каждый день увидишь такие творения природы:
А тут свою руку приложил человек:
Мы бросили свои тщетные попытки объехать долину внизу, и нашли дорогу поверху. Отсюда открывался отличный вид!
Некоторые приехали сюда на квадроциклах.
Солнце медленно опускалось за горизонт, а мы дышали свежим воздухом новых приключений!
За этот день мы очень устали, и поняли, что пора на боковую. Нашли неплохой отель под названием Goreme Valley Cave House.
Итог дня. Мы побывали в известной Каппадокии! Хотели встретить рассвет на воздушном шаре, но в итоге отказались от этой идеи в связи с её дороговизной.
Завтрак — 14 лир
2 больших стакана гранатового сока — 20 лир
Вода — 2 лиры
Вход в замок Учхисар -12 лир
Вход в подземный город Каймаклы — 50 лир
Обед — 30 лир
Аренда мотоцикла (3 часа) — 60 лир
Отель — 100 лир
Ужин — 22 лиры
_____________________________________
Итого — 310 лир (5270 рублей)
День 8. 3 мая, Мерсин
Отлично выспавшись, мы встали с утра с новыми силами. Решили для начала заехать во второй подземный город (Деринкуе). Но когда мы приехали к нему, обнаружили вот такую огромную очередь:
Нами было принято волевое решение не идти туда. Мы отправились прямиком на Средиземноморское побережье. В наши планы сегодня входили ущелья рая и ада неподалеку от города Мерсин.
Дорога до побережья была такая:
Вот удивительно! На протяжении всего нашего путешествия по Турции, мы, казалось, побывали в разных странах. Дороги сменялись одна за другой, и каждая была неповторима. Каждая чем-то да отличалась от предыдущей. Невообразимо.
По дороге к Мерсину мы снова наткнулись на коричневую таблику, которая говорила нам, что впереди какой-то диван. Какой диван? Надо проверить.
Оказалось, что это Канлыдиване (по-другому его иногда ещё называют Неаполис) — древний римский город.
Канлыдиване на карте: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=36.507015&lon=34.191170&z=13&m=w&show=/31128302/ru/Канлыдиване&search=%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%BB%D1%8B%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B5
Он поражает тем, что в самой его середине большой ров! А переводится Канлыдиване как «кровавый». Сразу же представляется то, что там происходило! Бррр.
Глубина рва — 60 метров, длина — 90, ширина — 70.
В этом античном городе заключенных сбрасывали в этот самый ров на съедение диким животным. Может быть, поэтому город и назвали «кровавым». Жестокие были эти древние…
Сам город находится на 15-ом километре дороги на Силифке, в области города Аяша (45 км от Мерсина).
Туда можно добраться от основной трассы по 3-х километровому асфальтовому пути. Этот отрезок повторяет античную римскую дорогу (правда, отреставрированную. Раньше-то асфальта не было))
Если хорошо приглядеться к ущелью (рву, провалу), то можно заметить кое-что интересное. 5 вырезанных в скале фигур. Это семья Амаронксас — отец, мать, сын и их 3 дочери.
Ставшие известными в середине 19 века в Европе, эти руины являлись священной территорией, на которой находилось, в районе глубокого ущелья, королевство Олба.
Позже, в 408 г. н. э., благодаря византийскому императору Теодосиусу Второму здесь развился город Неаполис. На этот период приходится и время его расцвета (4-й век н. э.).
Город довольно большой, при известной ловкости можно даже спуститься вниз рва. Правда там много непроходимых зарослей. Место действительно интересное, и его стоит посетить, если вы будете где-то рядом. Особенно мне понравилось то, что здесь мало людей. Гуляй себе сколько хочешь, и почти в полном одиночестве. Класс!
Насмотревшись на «кровавый» город, мы двинулись дальше. Спустя несколько километров мы наконец-то достигли основного пункта нашего назначения — ущелий Рая и Ада. Сегодня мы сможем побывать аж в двух мирах!
Ущелья на карте: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=36.450492&lon=34.118042&z=14&m=b&show=/9247394/tr/Cennet-Cehennem-Doğa-Harikası&search=Cennet%20ve%20Cehennem
Два ущелья расположены примерно в 2–3 километрах от трассы D400, рядом с деревней Нарлыкую. Находятся они друг напротив друга, и вы при входе покупаете один билет, который даёт право посещения обоих этих мест. Мы решили, что для начала отправимся в рай, начнём с хорошего 🙂
Первое, что, конечно же, является когнитивным диссонансом — это лестница вниз. Вроде, рай, должны быть небеса… ан нет, придется спуститься вниз. И не просто спуститься, а пройти 345 ступенек! И каких ступенек… скользкие, мокрые… я несколько раз чуть не навернулась. И вот спускаешься ты всё глубже и глубже, и света солнечного становится всё меньше… и чувствуешь ты, как мурашки бегут по коже, потому что внизу действительно прохладно.
Рай — это по сути карстовый провал. Образовался он в результате слияний двух провалов. Длина самого провала около 250 м, ширина — 90, а высота — 70 метров. Глубина — 135 метров.
Как только вы спустились вниз, то сразу же можете увидеть развалины. Это остатки церкви Девы Марии, которая была возведена здесь аж в 5 веке. Но двинемся дальше вниз, зайдём в саму пещеру.
Она, конечно, поражает своими размерами.
В саму пещеру ведут ещё одни ступеньки, и вот они 100% ад, а никак не рай. Дело в том, что они ОЧЕНЬ скользкие, надо быть ловкачом, чтобы не упасть.
На дне пещеры песок и камни, достаточно холодно. А ещё здесь можно услышать какой-то гул, как будто наверху ходят трамваи.
На самом деле этот звук от ручья и подземной реки. Именно эту реку античные люди считали рекой, разделяющей царство живых и мертвых, и называли её Стикс.
Вот такой своеобразный рай — без облаков, ангелов и небесного солнца.
После того как мы поскользили, намокли и замёрзли в раю, мы направились в Ад. Это тоже карстовый провал, однако он намного меньше Рая, и спуститься вниз нельзя. Все, что вы увидите — это маленький белый балкончик, с которого открывается примерно вот такой вид:
Как-то Ад не впечатляет:)
Но на этом наша прогулка по этому месту не заканчивается. Ведь здесь нас ждёт пещера под названием Астым (или Астма). Находится она чуть дальше Рая и Ада, но вы не заблудитесь, к ней ведёт табличка.
Сначала мы долго искали в неё вход, пока не поняли, что он идет через кафе и сувенирную лавку. Замаскировали:)
Говорят, что эта пещера отлично подходит астматикам, они могут тут дышать и излечиваться от своих болезней. Но я в своей голове развеяла этот миф, вступив на винтовую лестницу. Запах отвратительный! Душно, мерзко, всё сдавливает внутри. Спускаясь ниже, к самой пещере, противный запах пропадает, но, как говорится, осадок остался.
Эта пещера оборудована и подсвечена. Она не самая большая в Турции, но всё же довольно интересная. Здесь есть несколько залов, в некоторые из которых приходиться пролезать на корточках. И, как и в любой пещере, здесь можно заметить неподсвеченные коридоры, в которые так и тянет зайти… мы зашли, благо фонарики у нас всегда с собой. Практически все-такие ходы заканчиваются тупиками.
Выбравшись на свежий воздух, мы сели в наш уже такой родной Ситроен и направились по дороге дальше. Наш день мы завешили уникальным и поистине красивым античным городом Узункабурч (я надеюсь, что перевожу названия правильно. Если нет, простите-простите меня)
Узункабурч на карте: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=36.558188&lon=34.180527&z=11&m=b&show=/13804320/tr/Diocaisareia-(Uzuncaburç)&search=Uzuncabu%C3%A7
Здесь есть где разгуляться! Сразу бросаются в глаза огромные колонны.
Здесь до сих пор находят новые и новые вещи, принадлежавшие когда-то нашим предкам.
Этот город считался священным, и в своё время его окружали стены довольно внушительных размеров: 300 на 400 метров.
Сегодня тут все развалилось, но мы можем видеть коринфские колонны, направления улиц, ворота, и даже театр!
Город находится на высоте 1184 м над уровнем моря. И когда вы въедете в него, то обратите внимание на то, что здесь, помимо старинных развалин, есть ещё и обычные дома. Люди живут здесь, как ни в чем не бывало, и я даже видела у одного турка ворота, которые были украшены колоннами из античного города. Мда:)
Я считаю, что нам повезло оказаться в Узункабурче именно на закате. Солнце так красиво уходило за горизонт, освещая колонны своими лучами… романтично!
Но всякой романтике приходит конец. Вот уже солнце закатилось, и пора искать ночлег. Мы остановились в очень хорошем и дешевом месте — в отеле под названием Meltem Apart Hotel Pension. Он находился прямо на берегу моря, и мы могли весь вечер наслаждаться звуками прибегающих к берегу волн.
Итог дня. Насыщенный, плодотворный день! Мы побывали в двух древних городах (Канлыдиване и Узункабурче, посетили ущелья Рая и Ада и сходили в Пещеру Астым (Астма).
Сувениры — 2 лиры
Бензин — 172 лиры
Обед — 25 лир
2.5 кг апельсинов — 5 лир
Вход в древний город Канлидиван — 10 лир
Вход в ущелья рая и ада — 20 лир
Вход в пещеру Astim — 10 лир
Ужин — 23 лиры
Вход в Узункабурч — 10 лир
Отель — 80 лир
Лимонад — 3 лиры
_________________________________________________
Итого — 360 лир (6120 рублей)
Прошло 8 дней нашего путешествия, и это только начало! В следующих частях я расскажу про продолжение нашего путешествия по побережью Средиземного моря. Вы узнаете о том, как мы бесплатно ели в пятизвездочном отеле, какие пещеры нам понравились больше всего, что надо говорить гаишникам, чтобы они не придирались, как мы нарушили закон, попав в один из самых больших каньонов в мире и как подружиться с турками. Это и ещё много всего в следующих ВТОРОЙ и ТРЕТЬЕЙ частях рассказа.
No Comments