Азия Избранное Маршруты Путешествия

Армения и Грузия за 11 дней на автомобиле. ЧАСТЬ 1.

14.05.2015

Привет, друзья! Настало время очередного маршрута. Мы только что вернулись с Закавказья, побывав в сразу в двух странах — Армении и Грузии. Это путешествие было коротким, мы потратили на него всего 11 дней. Однако мы успели намотать 3200 км, проехали не только всю Армению с Нагорным Карабахом, но и Грузию — от Тбилиси до Батуми и обратно. На пути нам попадались доброжелательные люди, которые с присущей кавказцам и закавказцам гостеприимностью угощали нас вином, мы пробовали национальную кухню, узнавали, что значат настоящие горные перевалы, помогали армянам в трудной ситуации, а также… а также многое другое, о чём я расскажу в этом отчёте.

Поехали!

Страны: Армения и Грузия.
Количество дней на путешествие: 11 дней (2 мая — 13 мая)
Количество путешественников: 2 человека.
Сумма в кошельке на 11 дней: 70 000 рублей на двоих.
Цель: насладиться великолепными горными пейзажами, проникнуться культурой и традициями Закавказья, попробовать национальную кухню, увидеть знаменитые храмы и монастыри.

ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ. Покупка авиабилетов, бронирование автомобиля, маршрут.

Авиабилеты мы покупали в начале апреля. И уже тогда прямых рейсов СПб — Ереван не было. Билеты расходились как горячие пирожки. Ну что же, пришлось покупать с пересадкой в Москве. Aviasales показывал нам самый дешёвый вариант — 13800 рублей на человека (туда-обратно). И всё бы ничего, но пересадка в Москве туда 10 часов, обратно — 15 часов. Это можно было бы стерпеть, если бы поездка была длительной. Но у нас в распоряжении всего 11 дней, поэтому каждый час дорог. Мы посовещались и решили, что готовы переплатить, но взять билеты с адекватным временем ожидания. В итоге нашли вариант, при котором в Домодедово надо сидеть 3.40 и 1.40. Вариант дороже, но для нас многократно удобнее.

Аренда автомобиля обошлась нам не так дёшево. Мы бронировали транспортное средство на сайте rentalcars.com, выбрав прокатную контору Hertz. Оказалось, что дешёвые автомобили в Армении — это редкость, на сайте суммы начинались от 17 тысяч за 11 дней (что-то из серии КИА пиканто). У нас был вариант взять авто бесплатно (друзья в Армении предлагали свою машину), но мы не любим быть обязанными, да и случись что… нет, лучше взять в прокатной конторе. Мы долго подбирали варианты, пока не нашли самую лучшую, как потом оказалось, машину для Армении… та дааам, Нива! Поездка обещала быть интересной. Ниву нам отдавали за 20 000 рублей. Пришлось раскошелиться. На всякий случай мы взяли полную страховку, так что итоговая сумма аренды оказалась 22 000 рублей (+ 35$ оформление разрешения на въезд в Грузию). Позже местные нам сказали, что это вполне адекватная стоимость проката машины в Армении. Выходит, не облажались 🙂 Кстати, если вам удалось снять авто дешевле, напишите, пожалуйста, как вы это сделали и какими ресурсами пользовались.

Маршрут мы составили как всегда — взяли гугловские карты и просто нанесли на них все достопримечательности, которые хотим увидеть. Вот что получилось на выходе (зелёные капельки — обязательно посетить, красные капельки — посетить, жёлтые — можно посетить, если останется время): Маршрут Армения-Грузия 2015 Конечно же, как и всегда, наш маршрут в итоге оказался немного другим. Но об этом позже. Итак, 2 мая в 5:20 утра мы сели в самолёт, чтобы в 14:00 по армянскому времени вступить на землю Еревана…

Вид из самолёта Армения

Вид из самолёта

ДЕНЬ 1, 2 МАЯ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — ЕРЕВАН (Арка, Гарни, Хор Вирап). Армения Грузия день 1 Получив свой багаж, мы направились прямиком к выходу. В зале прилёта нас должен был встречать представитель компании Hertz с табличкой. Но никого не было… ждали каких-то Ивановых, Антоновых… но не нас. Никого в традиционной жёлтой футболке прокатной конторы тоже не было. Мы начали ходить по холлу, искать нужного  человека. К нам подходили частные таксисты, предлагали отвезти в город. Но для нас это было не актуально. Мы искали своего прокатного человека! Наконец он сам подошёл. Тут же в аэропорту мы оформили все бумаги и нас отвели к автомобилю. Вот она, наша Нива! Беленькая, чистенькая, как новая! Наша Нива Это был наш первый опыт проката подобного рода автомобиля. Было много вопросов: как ведет себя авто на дороге, каким бензином заправляться (нам посоветовали 95), где открывается багажник? В итоге со всем разобрались. После, тут же в аэропорту купили сим-карту МТС по достаточно выгодному тарифу и поменяли деньги.

НАБЛЮДЕНИЕ. Мы ни разу не пожалели, что воспользовались услугами МТС. 3G ловит почти везде, связь отличная и всё это всего за 200 рублей. СОВЕТ. Национальная валюта Армении — драм, курс на май 2015 года — 9 драм к рублю. Вы можете менять деньги где угодно в Армении, курс везде почти одинаковый, разница несущественна.

0.00

Актуальный курс драма

Первый наш пункт назначения на сегодня — друзья. Мы должны были передать посылку, поэтому отправились в город. Ереван встретил нас теплом. После дождливого и холодного Петербурга погода казалась замечательной. Но, забегая вперёд, скажу, что только 2 дня из 11 были теплыми и солнечными. Всё остальное время шёл дождь, снег и даже град.

Мы встретились с друзьями, отдали посылку, и взглянули на часы: уже половина четвёртого вечера! Пора спешить. Отправляемся в Гарни.

По дороге мы наткнулись на арку, с которой, как говорят, самый лучший вид на Арарат. Естественно, мы не могли пропустить такое, поэтому остановились и поднялись туда. Вид действительно красивый! К сожалению, из-за дымки Арарат был плохо виден. На фото его вообще не разглядеть.

Арка с видом на Арарат
После, по этой же дороге мы направились дальше — к самому Гарни.

Дорога к Гарни

Храм Гарни.

Режим работы: 10 — 23
Стоимость входа: 1000 драм с человека
Рейтинг социальности: 7 из 10, достаточно социально. Народ есть.
Кратко о месте: языческий храм I в. н. э. в 28 км от Еревана, в долине реки Азат, рядом с селом Гарни.
Плюсы: очень красивое месторасположение, везде можно ходить и лазить, много сувениров и комплекс открыт допоздна.
Минусы: платная парковка (хотя какой это минус… 20 рублей).

Храм Гарни
панорама Гарни

На улице всё ещё светило солнце, поэтому мы намеревались посмотреть ещё какую-нибудь достопримечательность. Несомненно, нам надо было ехать к монастырю Гегард, он располагался в относительной близости от Гарни. Но мы видимо слишком устали от перелёта и раннего подъёма, потому что полностью забыли про Гегард и проигнорировали его. Вместо этого поехали к Хор Вирапу.

Монастырь Хор Вирап.

Стоимость входа: бесплатно
Рейтинг социальности: 7 из 10, достаточно социально. Народ есть.
Кратко о месте: действующий монастырь армянской апостольской церкви, находящийся близ границы с Турцией, у подножия горы Арарат. Известен своим местоположением, именно с его места открывается чудесный вид на библейскую гору Арарат, на которой, согласно преданию, оказался Ной на ковчеге после Всемирного потопа.
Плюсы: очень красивое месторасположение, везде можно ходить и лазить, бесплатный вход, бесплатная парковка.

Хор ВирапХор Вирап пейзажи-2Хор Вирап пейзажи-3Хор Вирап пейзажи

Мы видели вдалеке темные черные тучи и слышали раскаты грома, поэтому поторопились обратно в Ереван. Тем более был вечер, а нам ещё надо найти отель. Поэтому мы сели в свою Ниву и покатили в столицу.
Хор Вирап 2Хор Вирап дорога

Воспользовавшись приложением букинга, я нашла отель на Ленинградской улице (патриотично!), который назывался Cherry отель. Место, как оказалось, не самое плохое, но вот кровать была просто ужасной — пружины выпирали будь здоров! Да и вай вай оставлял желать лучшего, он был хорош только на ресепшене. Зато в стоимость был включён бесплатный завтрак.

Ереван отель

Итог дня. Мы прилетели в Ереван, оформили прокатную машину, узнали, что такое Нива, встретились с друзьями и передали им посылку, а также посетили храм Гарни и монастырь Хор Вирап.

2000 драм — сим-карта (МТС, 500 драм сама симка (400 на счёт) + 150 драм за каждый день интернета по 100мб).
1000 драм — парковка в аэропорту
2000 драм — 2 билета в Гарни
200 драм — парковка у Гарни
1850 драм — соки
750 драм — вода
24000 драм — отель Cherry
__________________________________

Итого: 31 800 драм (3 550 рублей).

ДЕНЬ 2, 3 МАЯ. ЕРЕВАН (Гегард, симфония камней, Звартноц, Эчмиадзин, Касахский водопад, Ованаванк).

Армения Грузия 2015

Так как вчера мы прошляпили монастырь Гегард, сегодня нам предстояло ехать той же дорогой. Но мы были этому только рады, ведь вокруг была неимоверно изумительная природа. Мы несколько раз останавливались и выходили из машины, чтобы насладиться в полной мере пейзажами.

Дорога до Гегардапо дороге в ГегардГегард

Но вот и сам монастырь. Здесь уже стоят туристические автобусы, торговцы приглашают отведать их яства, а ветер пронизывает, ведь мы на высоте, и здесь достаточно холодно.

Гегард

Монастырь Гагард.

Рейтинг социальности: 8 из 10, достаточно социально. Народ есть.
Кратко о месте:  Гагерд или «пещерный монастырь» — это уникальное архитектурное сооружение в ущелье горной реки Гохт, примерно в 40 км от Еревана. Внесён в ЮНЕСКО.
Плюсы: очень красивое месторасположение, везде можно ходить и лазить, бесплатный вход.

гегардгегардГегард

Армения — это поистине страна Нив. Здесь их много. Поэтому надо хорошо запоминать номер автомобиля, оставляя его на парковке. А то получится как у нас. Пришли, а тут целых 3 Нивы стоят. Правда, только одна не тонированная. Так и нашли наше авто 🙂

Автомобили Армении
Следующий пункт назначения — пещера Азат. На карте она была отмечена, так что мы особо не переживали. А зря. Ехали мы ехали по нужной, как нам казалось, дороге, пока не приехали к каким-то воротам. Оказалось, что это вход в национальный парк. Мужчина нам сказал, что пещеры здесь нет, надо ехать к вагончику, который остался позади нас. Ну ладно, поехали.

в Армении

По пути нам встречалась вот такая живность. Это вполне типичная картина для Армении.

НАБЛЮДЕНИЕ. Стада коз, коров и овец очень часто встречаются на дороге. Иногда приходится долго ждать, пока весь этот караван соизволит пройти или хотя бы отойти в сторону.

Армения
Конечно же, доехав до вагончика, мы ничего не обнаружили. Местные нам тоже помочь не смогли. «Пещера?»- спросили они. — «Нет тут никаких пещер». Однако. Зато есть симфония камней — базальтовые скалы (или горы — как правильно их называть?). Туда мы и поехали. Оказалось, что эта дорога идет снизу Гарни, и если поднять голову наверх, то можно увидеть храм.

Сама симфония камней достаточно занятное местечко, живописное.

Симфония камней в АрменииСимфония камней в АрменииСимфония камней в Армении
Поехали дальше. И обратили внимание на маленькую белую точку в горах. Пригляделись — оказалось авто! Да, здесь машины можно увидеть в самых неожиданных местах.

Симфония камней
Когда возвращались обратно в Ереван, остановились в кафе напротив арки. Поели вкусно, но, как потом оказалось, это был самый дорогой обед в Армении. Аж целых 8000 драм.

Еда в Армении
Подкрепившись, направились в храм Звартноц.

Храм Звартноц.

Рейтинг социальности: 8 из 10, достаточно социально. Народ есть.
Кратко о месте:  храм раннесредневековой армянской архитектуры. Внесён в ЮНЕСКО.
Плюсы: очень красивое месторасположение, везде можно ходить, бесплатный вход, продаются сувениры.

Храм ЗвартноцХрам ЗвартноцЗвартноцЗвартноц

Сегодня мы смотри много достопримечательностей. Вошли в кураж 🙂 По расписанию дальше — комплекс Эчмиадзин.

Эчмиадзинский монастырь.

Рейтинг социальности: 8 из 10, достаточно социально. Народ есть.
Кратко о месте:  монастырь Армянской апостольской церкви, местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян. Включён в ЮНЕСКО.
Плюсы: большая и ухоженная территория, много мест для отдыха.
Минусы: если честно, ничего особо впечатляющего мы не увидели.

Эчмиадзин
После Эчмиадзина нас ждал Касахский водопад. И разочарование. Приехав к нужному месту, мы обнаружили полное отсутствие признаков того, что здесь есть водопад. Как так? Вот же на карте он отмечен! Спросили у местных. Оказалось всё очень печально. Приехали мы правильно, но водопада действительно здесь больше нет. Построили ГЭС, водопад прекратил своё существование. А жаль! На фотографиях, которые мы видели, он был красивым… Но что делать 🙁 А совсем рядом с водопадом находился храм Ованаванк, к нему мы и поехали.

Храм Ованаванк.

Стоимость входа: бесплатно
Рейтинг социальности: 1 из 10, не социально. Никого нет.
Кратко о месте:  древний армянский монастырь (IV — V века).
Плюсы: красивое месторасположение.
Минусы: так-то нет, но и особой нужды ехать к этому монастырю тоже нет.

НАБЛЮДЕНИЕ. В принципе, все монастыри похожи друг на друга. Их отличает только местоположение.

Ованаванк
Тут же у монастыря можно наблюдать вот такие философские картины. О чём он думает?

Направились обратно в столицу, так как световой день уже подходил к концу.

В Ереване остановились в отеле Princ Plaza в номере с круглой кроватью. Вот это да 🙂 Кстати, управляющий отеля по имени Артур оказался очень любезным мужчиной! Мы даже сходили в его кафе на улице Прошяна, 42. Очень вкусно и недорого, советуем всем!

НАБЛЮДЕНИЕ. Люди в Армении вообще очень приятные, дружелюбные и добрые. Они с радостью всегда помогали, болтали с нами и искренне радовались тому, что мы из России. Очень гостеприимные!

Отель в Ереване

Итог дня. Сегодня мы многое успели. Съездили в чудесный горный монастырь Гегард, посмотрели симфонию камней из базальта, побывали в древнем храме Звартноц с видом на Арарат, увидели Эчмиадзин и Ованаванк. Однако не смогли найти пещеру Азат и увидеть Касахский водопад, которого теперь не существует.

23000 драм — бензин
6500 драм — ужин
18000 драм — отель Princ Plaza
__________________________________

Итого: 66 900 драм (7 435 рублей).

ДЕНЬ 3, 4 МАЯ. ЕРЕВАН — ДЖЕРМУК (пещера Арени, пещера Магили, Нораванк, Селимский перевал, караван сарай, Джермукский водопад).

Армения-Грузия - наш маршрут 2015

Переночевав в крутом отеле с круглой кроватью, мы направились дальше. Первая достопримечательность на сегодня — пещера Арени. Она находится рядом со знаменитым монастырём Нораванк. Дорога до этого места была красивой. Но погода портилась. Тучи, прохлада… хорошо, что хоть завтрак в одном придорожном кафе был вкусный!

НАБЛЮДЕНИЕ. Кафе в Армении не так много, особенно на трассах. Много семейных мест, в которых вам предложат вкусный шашлык или кебаб. Иногда такие кафе вовсе не имеют в своём арсенале меню, поэтому узнавать об ассортименте приходится непосредственно у официанта.

Дорога к НораванкуЕда в Армении Еда в Армении
А вот эту фотографию я не могу не добавить! Посмотрите, какая милота! Ослик несёт в кармашке маленького барашка 🙂
Армения
Когда мы подъехали к пещере, то увидели экскурсионный автобус, который привёз голландцев. Мы вышли из машины и к нам сразу подошёл местный гид. Дружелюбный (хотя немного строгий) дядька, который проводит экскурсии в пещере. Мы сразу же согласились, тем более цена смешная — примерно 100 рублей с человека. Гид с гордостью рассказывал о том, что в пещере нашли кожаный башмак и вино, и что пока все другие цивилизации только зарождались, на территории Армении уже кипела жизнь. В общем и целом, он был очень горд за свою страну.

Пещера Арени.

Режим работы: неизвестно
Стоимость входа: экскурсия с гидом+вход — 1000 драм с человека
Рейтинг социальности: 7 из 10, достаточно социально.
Кратко о месте:  пещера, расположенная на высоте около 1080 м над уровнем моря, в которой обнаружено несколько культурных слоев, включая комплекс эпохи медно-каменного века (энеолита) с глинобитными строениями, датируемый 4200-3500 годами до н.э. Плюс именно здесь нашли известный на весь мир древний кожаный ботинок.
Плюсы: уникальное место, интересная экскурсия.
Минусы: пещера маленькая.

пещера Арени Пещера Арени
После экскурсии мы поинтересовались у гида, есть ли тут поблизости еще пещеры.

— Ест… — ответил гид. — Но просто так туда нэ попаст. Но у мэня ест знакомый, хочьешь, пазваню? Он проведёт.
— Да, конечно! — С радостью согласились мы.
— Он живёт рядом, но будэт черэз полчаса. Вы пока можэте поехать к монастырю, а потом он будэт вас здэсь ждать.

Отлично, договорились! Пока ждём человека, есть время посмотреть Нораванк, благо ехать до него от пещеры всего 8 километров.

Монастырь Нораванк.

Стоимость входа: бесплатно + 200 драм парковка
Рейтинг социальности: 5 из 10, почти социально. Люди ходят-бродят.
Кратко о месте:  монастырский комплекс, построенный в XIII в. на уступе узкого извилистого ущелья реки Арпа. Ущелье славится отвесными красными скалами, возвышающимися за монастырем.
Плюсы: очень красивое местоположение, везде можно ходить, есть туалет и сувенирные магазины.
Минусы: нет

НораванкНораванкНораванкНораванк

Насладившись вдоволь монастырём и его окрестностями, мы отправились обратно к пещере. Там уже ждал слегка подвыпивший гид, который отвёл нас в пещеру Магили. Он даже заботливо привёз нам вещи, потому что в пещере немного грязновато (но сухо!). Мы ему были бесконечно благодарны за них, так как испачкались изрядно (в пещере очень узкие проходы, придётся лезть на животе некоторые участки).

Она находится примерно в километре от Арени по направлению к Нораванку. Однако вход вообще не виден, если не знаешь, то просто так не найдёшь. Да и внутрь не попадёшь, так как вход закрыт решеткой с замком. Наш гид привез ключ, всё благополучно открыл и запустил нас внутрь. Побродив по узким проходам (к сожалению, ни одной фотографии у нас не осталось), мы благополучно выбрались наружу. Пещера оказалось интересной!

Дорога к Нораванку у пещеры Магили
Следующий наш пункт назначения — Селимский перевал. Он нас интересует потому что: а). Там безумно красиво б). Там располагается караван-сарай — самый древний «отель» на шёлковом пути.

Когда мы подъехали к нему, то обнаружили там мужчину, продающего разные вкусности, мёд и домашнее вино. Мы разговорились с ним, подружились и накупили вина. Боже мой, вы бы знали, насколько это вкусное вино! После него всё магазинное кажется просто пшыком, и его никогда уже не хочется покупать.

СОВЕТ. Не раздумывая пробуйте армянское вино. Божественное! Превосходное! Лучшее вино, которое я когда-либо пробовала в своей жизни.

Тут же подъехали ещё мужчины, вышли из авто, познакомились с нами, провели импровизированную экскурсии по караван-сараю и угостили вином. Отказы, как вы понимаете, не принимались. Очень дружелюбные и гостеприимные попались нам армяне 🙂 Мы с ними поболтали, выпили вина, затем доехали до самой верхней точки перевала (2400) и спустились обратно.

Караван-сарай Караван-сарай Караван-сарай селимский перевал селимский перевал селимский перевал селимский перевал Селимский перевал Селимский перевал Селимский перевал
В этот день мы больше никуда не спешили, поэтому тихо и спокойно доехали до города Джермук (армянский курорт, который славится своими минеральными водами). Пошёл дождь. Стало мокро, холодно и очень неприятно. Город навевал уныние. Всё вокруг было очень советским и полуразвалившимся. Несмотря на дождь, мы всё-таки пошли к водопаду.

Джермукский водопад

А затем быстренько побежали в наш отель.

отель в Джермуке
Нам не хотелось так заканчивать день, поэтому вечером мы ещё успели сходить в сауну в отеле Олимпия. И благополучно отправились спать.

Итог дня. Мы побывали в двух пещерах: знаменитой Арени и Магили (в которой у нас был не туристический поход). Вдохновились монастырским комплексом Нораванк, побывали на Селимском перевале, посмотрели караван-сарай, познакомились с классными армянами, доехали до Джермукского водопада.

20000 драм — бензин
7500 драм — ужин
10000 драм — сауна
__________________________________

Итого: 75 700 драм (8 400 рублей).

Продолжение читайте в ЧАСТИ 2.