Если вы не читали ЧАСТЬ 1 и ЧАСТЬ 2, то самое время это сделать 🙂 Ну а мы пока едем дальше. Сегодня 7 мая, наш шестой день путешествия.
ДЕНЬ 6, 7 МАЯ. ТБИЛИСИ — КУТАИСИ (Военно-грузинская дорога).
Наш день начался очень хорошо. Светило солнце, было умерено тепло. Можно было наконец почувствовать себя в отпуске! А то снег в мае был нам как-то не к месту 🙂 Шестой день у нас был полностью запланирован под военно-грузинскую дорогу. Она обещала быть красивой и да, полностью оправдала наши ожидания.
Что такое военно-грузинская дорога? Это дорога, которая соединяет Тбилиси и Владикавказ. Никаких танков там нет, так что прилагательное «военное» не должно вас пугать. Почти вся она пролегает в горах, поэтому виды сказочные. По пути иногда встречаются туннели, в которых темно (потому что совершенно нет выхода наружу). По этой дороге стоит ехать для того, чтобы в полной мере насладиться горами. Что мы и сделали.
Передвигаясь по дороге, мы наткнулись на Арку Дружбы. Она была построена еще в советское время. Арка является смотровой площадкой.
Поехали дальше!
Наконец доехали к границе Грузия-Россия. Тут и храм стоит, и пограничникам ручкой помахать можно.
Качество дороги почти везде хорошее. Встречались, конечно, участки не очень, но их было не так много. Да и серпантин не утомляющий.
В общем, большую часть дня мы потратили на эту дорогу. И это того стоит! Но впереди нас уже ждал следующий город — Кутаиси. Добраться до него не составляло проблем. Дорога прекрасная (что не скажешь о ней в самом городе). Поэтому мы доехали до Кутаиси без проблем и заселились в очень приличный и дешёвый отель Глобус.
Так закончился ещё один наш день путешествия.
Итог дня. Мы в Грузии! Посмотрели военно-грузинскую дорогу, доехали до российской границы, попробовали настоящие грузинские хинкали и смогли доехать до Кутаиси.
10 лари — перекусончики
10 лари — сим карта
77 лари — бензин
13 лари — обед
82 лари — сувениры
50 лари — отель Kutaisi Globus
__________________________________
Итого: 242 лари (5 560 рублей).
ДЕНЬ 7, 8 МАЯ. КУТАИСИ — БАТУМИ (пещера и национальный парк Сатаплия, пещера Прометея).
В планах у нас был Батуми. Но до него ещё было далеко, пока что на очереди национальные парки, что находятся близ Кутаиси. Если честно, в самом начале путешествия мы вообще не планировали их посещение, я даже на карте не отмечала эти места. Но, к счастью, нас занесло сюда, и мы не жалеем ни секунды, потому что места на самом деле очень красивые.
Нас ждал национальный парк Сатаплия. Он известен тем, что в начале прошлого века один местный житель обнаружил здесь самый настоящий след динозавра! И понеслось-поехало… теперь это полноценный комплекс с павильонами, карстовой пещерой и великолепной смотровой площадкой с прозрачным полом.
Национальный парк Сатаплия.
Стоимость входа: 6 лари один взрослый билет
Рейтинг социальности: 4 из 10, народу мало, но он есть.
Кратко о месте: национальный природный парк. Главные достопримечательности — следы динозавров, одноимённая пещера, смотровая площадка.
Плюсы: очень красивое место и уникальное!
Минусы: нет
Начали мы свой поход по парку с павильона, в котором представлены следы динозавров.
Вышли и пошли гулять по самому парку. Здесь можно встретить динозавров, правда, ненастоящих)
Дорога привела нас к пещере. Небольшая, но довольно милая:
А затем мы вышли к смотровой площадке. Прозрачный пол, вот это да! Надо надевать тапочки даже 🙂 Красиво. Очень красиво!
После Сатаплии мы направились в пещеру Прометей. О ней мы тоже не знали, так что это было наше маленькое открытие. Находится пещера километрах в 20 от Сатаплии. Там все организовано: экскурсовод, освещение, ступеньки, всё как надо.
Пещера Прометей.
Стоимость входа: 3.5 лари один взрослый билет
Рейтинг социальности: 4 из 10, народу мало, но он есть.
Кратко о месте: карстовая пещера. Не очень большая, но симпатичная.
Плюсы: оборудованная и подсвеченная пещера, экскурсия включена в стоимость билета.
Минусы: нет
Время не ждёт. Отправляемся дальше — в Батуми. Дорога до Батуми была хорошая, доехали быстро. А вот погода подвела. Как только въехали, пошёл дождь. Так что насладиться красотами Батуми в полной мере нам не удалось. Зато мы обратили внимание на то, что этот город очень сильно развивается. Здесь строится огромное количество отелей, причём не абы каких, а шикарных пятизвездочных, небоскребы, уходящие в небо. Архитектура города чем-то похожа на Петербургскую. В целом, если быть откровенной, город не произвёл сильного впечатления.
Поэтому мы решили, что проведем здесь остаток дня и ночь, а на следующее утро отправимся дальше.
Наш отель на сегодня — Евразия:
Итог дня. Мы увидели настоящий след динозавров, побывали в двух пещерах, окунулись с головой в пейзажи Грузии, доехали до главного грузинского города-курорта Батуми.
20 лари — завтрак
12 лари — 2 билета в пещеру Сатаплия
7 лари — 2 билета в пещеру Прометея
55 лари — бензин
70 лари — отель Eurasia
11 лари — ужин
9 лари — сувениры
__________________________________
Итого: 192 лари (4 400 рублей).
ДЕНЬ 8, 9 МАЯ. БАТУМИ — ГЮМРИ.
Утро было серым. Впереди нас ждала длинная дорога до Армении. Но мы даже не догадывались, насколько длинной она будет… Когда мы ехали из Тбилиси в Батуми, мы выбрали верхнюю дорогу (отмечена на карте серым). Обратно в Армению же мы планировали вернуться по нижней дороге (отмечена на карте фиолетовым):
В самом начале всё было очень хорошо. Отличный асфальт, приятная дорога, множество маленьких достопримечательностей по пути. Как, например, вот этот мост Махунцети:
Виды нас очень радовали, и даже мрачная погода была как-то в тему.
Однако вскоре всё начало меняться. Стали появляться дорожные бригады (в основном, турецкие), которые занимались укладкой нового асфальта. Работа кипела, везде можно было увидеть фуры, краны, рабочих в форме.
Мы начали ехать медленнее. Думали, что нам не повезло. Но мы ошибались. «Не повезло» было дальше. Закончились рабочие, как и дорога. Началась откровенная жесть. Асфальтом там и не пахло. Вот самый приличный участок дороги:
Мы медленно поднимались всё выше и выше. Проходили перевал. Погода была просто ужасной, везде был туман, ничего не видно. Мы ехали очень долго. ОЧЕНЬ долго.
Казалось, что конца этой дороге не будет никогда. Но вот мы наконец выехали хотя бы из тумана.
Время далеко за обед. А нам ещё надо успеть доехать до Гюмри. По дороге нам опять начали встречаться достопримечательности, вроде этих крепостей:
И вот такой дивный мост. И правда, зачем строить что-то, когда можно использовать вагон? Практично и оригинально:
Наконец-то мы доехали до границы. Сил уже не оставалось. Эта дорога была очень изматывающей. Поэтому мой вам совет:
Если вы хотите добраться до Армении из Грузии по хорошей и быстрой дороге, езжайте по верхней. Хотите приключений — по нижней.
Граница Грузия-Армения была пройдёна нами очень быстро, без лишних вопросов и выходов из автомобиля.
В Гюмри мы нашли более или менее приличный отель (в котором даже были халаты). Там была ну очень общительная управляющая с русскими корнями Зоя. И голландцы, с которыми мне даже удалось перекинуться парой фраз на голландском (откуда я их знаю — это уже другая история). Парочка (а им было лет под 60) на своей машине исколесила всю Европу и через Турцию и Грузию они приехали в Армению. Парочка спросила у нас, платили ли мы за машину на границе Грузия-Армения.
— Нет… — удивились мы. — Ничего не платили!
— Да? А мы вот платили… нам сказали, надо.
Упс, не повезло бедным европейцам 🙂
В общем, пообщались мы с ними, объяснили, что мы не знаем армянского, поэтому не можем помочь с названиями в путеводителе, и отправились спать.
НАБЛЮДЕНИЕ. То ли внешность у нас такая, то ли что… но нас постоянно принимали за армян, и очень удивлялись, когда мы говорили, что не знаем армянского языка и не умеем читать на армянском.
Итог дня. Мы проехали по очень сложной, но интересной дороге. Вновь оказались в Армении.
53 лари — бензин
8 лари — перекусончики
25 лари — обед
10 лари — наушники
20000 драм — отель Golden Apricote
4500 драм — ужин
__________________________________
Итого: 96 лари (2 208 рублей) + 24500 драм (2700 рублей) = 4 930 рублей.
На этом я заканчиваю третью часть повествования, чтобы не утомлять вас большим количеством текста и фотографий. Читайте ЧАСТЬ 4, заключительную.
No Comments