Часть 1. Дорога до Эльбруса.
С-Пб — Воронеж — Волгоград — озеро Баскунчак — Элиста.
Вы когда-нибудь бывали в горах? Вы когда-нибудь ощущали всю Вселенную сразу, глядя в сапфировое ночное небо? Вы пропускали через себя неземную, божественную красоту снежных вершин? Вы замирали, глядя, как утреннее солнце встает из-за гор? — Ощущали ли вы всё это, находясь на одной из самых завораживающих гор на земле — на могучем и сказочном Эльбрусе? Если нет, то я постараюсь рассказать о том, что это такое, и почему это стоит обязательно сделать. Я расскажу вам про путешествие на Эльбрус.
В жизни каждого человека бывают минуты, когда он хочет уехать и отдаться полностью путешествию, узнавая новое (ну или не очень новоеJ). Такая «кара» постигла в один момент нашу скромную компанию, которая решила испытать на себе все прелести горного восхождения. Было решено ехать на Эльбрус.
Интернет — наш друг, враг и просто так, помог найти замечательного гида Ахмата (о нём подробнее расскажу позже), которому мы и написали первым делом, спросив, можем ли мы, слабаки, покорить самую высокую вершину России и всей Европы.
Дело в том, что все другие гиды предлагали нам вариант восхождения минимум за 8 дней, так как меньшее количество просто опасно для здоровья (акклиматизация и все дела). Но мы же ребята-октябрята, нам хочется посмотреть всё и сразу, заехать во все города, поэтому 8 дней у нас нет. У нас есть 5, и точка. По этой причине многие нам отказали. Но не Ахмат, он был в нас уверен. Наверное, даже больше, чем мы сами.
Договорившись о том, что 6 мая мы будем у него (а он по совместительству управляющий наишикарнейшего отеля), 1 мая 2013 года в 5:30 утра мы (двое отважных рыцарей и одна дама в лице меня) выехали из холодного и дождливого Петербурга. Путь наш был не близок, поэтому мы взяли с собой кучу вещей и еды. А ехать мы решили на автомобиле 83-года выпуска. Старенький, но добренький Ниссан Патруль ярко — красного цвета как бы говорил всем: «мы круты, и мы едем, чтобы покорить гору». Ну, по крайне мере, мне он это точно говорил.
Путь наш лежал через Москву, по дороге до которой смотреть было особо нечего. Именно поэтому мы зависали в Википедии, читая про то, что можно посмотреть на Кавказе. До Москвы мы доехали очень быстро, посетили Тулу, посмотрев на её пушки, самовары и пряники, и решили не останавливаться и сэкономить время. Именно поэтому мы поехали дальше — к Воронежу. 1300 км, и в 3 ночи (могли бы и раньше, не будь пробок) мы были в Воронеже. Неплохой результат, учитывая то, что максимальная скорость нашего транспортного средства была 90 км/ч. Воронеж мы прозвали «удаляющимся», потому что время до него тянулось ну ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооочень медленно. Особенно порадовали дорожные знаки. На одном написано «Воронеж — 235 км», а спустя 1 км нас «радует» знак «Воронеж — 237». WTF? А, ну да, это же удаляющийся Воронеж! Шутки про то, что этот город пускает только избранных, чуть не стали правдой. Но нет, вот он, уже родной город.
Почти день разницы, а такая разная погода! Мы выезжали из Петербурга и смотрели на голые мокрые деревья. Приехали в Воронеж и изумились: 2 мая, температура +27, везде зелень и красота. Да, это Петербург, детка!
2 мая мы совершили «паломничество» в Дивногорье. Дивногорье — это монастырь, который находится прямо внутри горы. В этом месте я побывала уже в 6785 раз, так как всё моё детство прошло в Воронеже, и я знаю его как свои 5 пальцев и еще один палец на левой руке. Тем не менее, это довольно занятное местечко, где вам могут провести экскурсию (250 рублей с человека), расскажут о том как это чудо создавалось, проведут по крестному ходу внутри самого монастыря и покажут место, где стояла древняя крепость. Считаю это место обязательным к просмотру!
После просмотра каменного чуда мы отправились домой (дом — это квартира моей крёстной, которая с удовольствием нас приютила) спать, чтобы на следующее утро выехать в Волгоград. И, собственно, когда это утро наступило, мы и выехали.
Прибыли мы в Волгоград около обеда (14–15 часов). При въезде в славный город Волгоград нас остановили гаишники и выписали штраф 100 рублей за кенгурятник. Ужас.
При въезде в город на асфальте красуется очень правдивая фраза: «Волгоград — это город без дорог». Да, это действительно так. Таких дорог, как там, я не видела ни в одном городе. Едешь — едешь, и вдруг посередине главной улицы огромная яма, а вокруг неё ещё 1000 ям поменьше. Чудом спаслись и остались в живых.
Что мы смотрели в Волгограде? Конечно же, самое знаменитое, что там есть — Мамаев Курган с прекрасной девушкой по имени Родина Мать Зовёт. Величественная, грандиозная, она поражает своей особенной статью и какой-то силой. Ты смотришь на неё и восхищаешься. Ещё бы, ведь это самая большая статуя в мире, сделанная по образу настоящего существующего человека, и 9-ая в мире по высоте (после всяких азиатских Будд). Вы только представьте, Родина Мать Зовёт — это 2 статуи свободы, поставленные друг на дружку! Говорят, что можно залезть к нашей девушке в голову, однако, туда никого не пускают. Наши попытки найти охранника и по старой русской доброй традиции заплатить ему — не увенчались успехом. А жаль, было бы здорово!
Рядом с монументом находится мемориальный комплекс, посвященный войнам-освободителям, и красуется такая ироничная надпись: «Фашистские вояки хотели увидеть Волгу: Красная Армия дала им такую возможность».
Думаю, каждый человек хоть раз в жизни должен там побывать.
Волгоград, несмотря на его дороги, довольно милый город, особенно понравился он нам своими трамвайчиками. История короткая, но интересная.
В былые годы, когда правил СССР и пятилетка выполнялась в 4 года, в развивающиеся города-милионники пришло метро. Государство выделяло деньги на его развитие, но с одним «но»: метро строилось только в тех городах, где население было свыше 1 000 000 человек. На тот момент Волгоград не мог похвастаться такой цифрой, а метро ему хотелось (прямо как в детстве, когда не давали вкусненького, пока суп не съешь). Что делать бедному Волгограду? Решение нашлось быстро. Построили подземные станции, всё по-настоящему, как в Москве или Петербурге, но с одной маленькой деталью. Вместо электричек они пустили… трамваи. Освоив, конечно же, бюджет именно на этот вид транспорта. Та-дам, вот вам и метро! Теперь мы можем прокатиться на трамвае, садясь в него на поверхности и спускаясь под землю. Прямо как в Нью-Йорке! Так что, господа, это вам не сено косить J. Мы покатались несколько станций, по достоинству оценили трамвайчики (которых было в изобилии: от модерных новых до стареньких и винтажных), сняли видео и со спокойной душой отправились дальше. Кстати, интересный факт: на улице было +30, а в вестибюле подземного трамвайчика (никак не могу назвать это «метро»!) от силы +15. Было очень холодно. Как вы думаете, от чего?
А ещё в трамваях говорили интересные факты об этих самых трамваях. Вот едешь ты, и одновременно обогащаешься знаниями!
Уезжая из Волгограда, мы заехали на дамбу, постояли минут 10 со взглядом, полным философских дум. Каждый из нас думал о разном: кто-то о смысле жизни, кто-то о свободе и путешествиях, кто-то о булочке с джемом…
Но дорога звала нас, и мы поддались вновь её зову, отправившись на озеро Баскунчак. Оно находится неподалеку от Волгограда (примерно часа 2–3 езды), в направлении на Ахтубинск.
Что такое Баскунчак? Вы бывали на мёртвом море? А если не бывали, то хотя бы помните, почему оно так названо и в чем его особенность? В излишней солёности, это точно. Так вот Баскунчак — это то же Мёртвое море, только озеро и только в России. Солёность нашего российского чуда — 300 грамм на литр.
Оказывается, сюда летом приезжает очень много столичных дам, которые плещутся в этой воде и делают себе различные грязевые маски. Как сказал нам один местный мужчина (он клал плитку в гостинице неподалеку от озера), данные дамы очень любят это место, так как подобные процедуры в Москве стоят 2500, а тут 250. Действительно, отчего не любить такую выгоду?
В поселок Нижний Баскунчак (он располагается прямо на берегу озера) мы приехали поздно вечером, поэтому срочно приступили к поиску гостиниц. Вокруг бродили калмыки, все изрядно выпившие, с интересом смотрели на нас и пытались угадать по номеру машины, откуда мы. Село маленькое, заняться вечером нечем. Мы нашли пристанище, а-ля «гостиница СССР» со всеми вытекающими отсюда последствиями: туалет на этаже, кровати разваливаются, на полу в коридоре кафель времён Брежнева. Номер на троих стоил 1500, однако, вежливая управляющая сказала нам:
— Ой, вы знаете, в номере не работает телевизор, поэтому за троих 900 рублей, по 300 с человека. Вам подходит? — и с надеждой посмотрела на нас (мы были единственные постояльцы в этот не сезон).
— Вы знаете, мы так хотели посмотреть телевизор, что теперь даже и не знаем… — пошутили мы в ответ. Видимо, шутку она восприняла серьезно, так как засуетилась и начала кому-то звонить, попутно предлагая нам «переночевать в хате у ее знакомой». Мы успокоили женщину, сказав, что всё замечательно, мы пошутили.
На следующее утро мы поехали к озеру. Местные мальчишки наперебой предлагали нам за 50 рублей показать проезд, обещали сводить на какие-то поющие скалы и разноцветные глины (или поющие глины и разноцветные скалы?). Юные предприниматели. Когда мы подъехали к озеру, нас встретили дружелюбные местные жители, которые предложили за 100 рублей в один конец отвезти нас к воде (идти примерно около 1 км, на своей машине нельзя). Мы согласились, потому что то, на чём нам предстояло ехать, до глубины души поразило нас! Это мотоцикл, сбоку к которому приделана скамья на 3 места. Лучше посмотреть фото, вместо 1000 слов.
Это чудо отвезло нас к озеру, и мы пошли гулять. Познавательная страничка (википедия наше всё): мощность поверхностной залежи соли на озере достигает 10–18 м. В результате добычи соли образовались выломы глубиной до 8 метров. Глубина залегания соли достигает 6 км. Баскунчак представляет собой своеобразное углубление на вершине соляной горы, уходящей основанием на тысячи метров вглубь земли и прикрытой толщей осадочных пород. Питание озера происходит главным образом за счет источников. Многочисленные ключи впадают в озеро по его северо-западному берегу, принося в течение суток в озеро более 2,5 тысячи тонн солей (с ума сойти!).
С 18 века на озере добывали соль и отправляли ее по шелковому пути. Впервые озеро Баскунчак официально упоминается в 1627 в «Книге Большого Чертежа», первом географическом описании России, как место, «где ломают соль чистую, как лед». Сегодня чрезвычайно чистая соль озера (99.8% NaCl) составляет до 80% от общей добычи соли в России (в России!!!). В зависимости от потребности, здесь добывают от 1,5 до 5 миллионов тонн соли в год.
Вот такое чудо, о котором почти никто не знает*.
*Опрошено около 9 человек, только 2-е сказали, что имеют представление об этом месте.
Местность красивая. Необычная, странная. Хочется на неё смотреть и смотреть! Местные рассказали нам, что сейчас, в не сезон (май), здесь мало туристов потому что… внимание! ХОЛОДНО. +30, ХОЛОДНО.
— Как?! — изумились мы. — Это же жарко!
— Нет, — ответил нам местный житель калмыкской наружности (тот самый, что подвозил на мотоцикле), — летом у нас обычно 40–45 градусов, а на озере все 60. А сейчас холодно… не сезон потому что.
Это вам не Петербург с его +7 в начале мая.
Потусовались мы на озере и отправились дальше. Дорога там только одна, поэтому пришлось возвращаться через Волгоград. Мы ехали к нашей заветной мечте — Эльбрусу — и хотели приехать туда как можно быстрее. Поэтому мчались на всех парах. Наши пары были 90 км/ч. Следующий пункт назначения — Элиста.
Как всё-таки интересно! Россия — огромная страна. Меняются невообразимо пейзажи, меняются люди, обычаи. Каждая область, край, автономный округ и т.п. сильно отличаются друг от друга. Когда мы въехали в Калмыкию, нас встречал не просто дорожные знак, а по-буддийски позитивный дорожный знак-плакат, на котором просто и лаконично было написано: «Счастья тебе, человек!». Ну согласитесь, приятно!
Чуть далее мы увидели настоящего верблюда, который гордо стоял рядом с дорогой. Это Калмыкия!
Приехали в Элисту, город буддийской вежливости. Первое, на что мы обратили внимание, это на наглость местных водителей. Даже когда пешеходам горит зеленый, они не останавливаются. Надо сказать, беда с вежливостью на дорогах в России практически везде. Всё началось еще на дороге Москва — Воронеж. Водители будто более хамские, более наглые. Позволяют себе всякое, знаете ли. Конечно же, наши чувства жителей культурной столицы были слегка задеты. Мы не привыкли к такому на дорогах. Мы изнеженные и избалованные культурой большого города.
Но не обращать же внимание на такие мелочи (хотя, может быть, это вовсе и не мелочи), когда вокруг всё так необычно.
Находясь в Элисте, нас не покидало чувство, что мы в Китае или Японии. Здесь смотрели на нас, так как мы были почти единственными, у кого не было узкого разреза глаз.
Элиста — город молодой. Мы практически не видели здесь пожилых людей. Всё так спокойно, тихо, очень культурно. Никто не пьет, не дебоширит. На главной площади города сидят парни с девушками (девушки, хочу заметить, очень красивые! Все стройные, высокие, с потрясающими волосами, ногами и вообще всем), о чем-то разговаривают. Тут же гуляют мамы и папы с детьми, звучит смех. Создается впечатление, что мы попали в какие-то советские времена, где именно так и проводили время.
Везде стоят буддийские храмы, фонтаны. Среди этой «однообразной красивости» даже как-то некомфортно наблюдать чисто советские памятники отличившимся коммунистам.
Элиста — шахматная столица страны. Именно поэтому здесь на главной площади стоит огромная шахматная доска с огромными фигурами! И люди играют. Не пьют пиво, не едят семечки, сидя на кортышах, а играют в шахматы. Очень странно, но очень приятно смотреть на такое! И никто не ворует эти фигурки, никто не пишет маркером плохие слова, никто не мусорит. Воистину, потрясающее место!
Однако в этом потрясающем месте сложно найти ночлег. Главная гостиница «Элиста» не может похвастаться низкими ценами, поэтому мы отъехали немного от города и переночевали в типичной дальнобойной гостинице с ярко-красными занавесками и письменной просьбой «не кидать презервативы в туалет». На улице была ночь с 4 на 5 мая, и нам оставалось всего лишь 490 км до нашей цели.
No Comments